Азбука офиса

Программа учебного курса «Азбука офиса» отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на компетентностный подход при освоении технологии. Такое обучение затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному познанию основных понятий и принципов информатики, что, в свою очередь, способствует формированию информационной компетентности.

Главной, отличительной особенностью курса, является разработка учащимися текстовых документов и мультимедийных презентаций, необходимых им для эффективной учёбы и общения. Изучение офисных технологий не является самоцелью, это лишь средство для интеллектуальной и эмоциональной самореализации.

Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:
• на первом этапе создаются простейшие документы, необходимые для организации жизнедеятельности класса: расписание уроков, организация дежурства, распределение поручений между учащимися;
• на втором этапе разрабатываются традиционные (рефераты, доклады, грамоты) и «нетрадиционные» (комиксы, печать звездолёта, разработка шахматной доски) текстовые документы;
• на третьем этапе особое внимание уделяется организации рациональной деятельности учащегося во время создания своего (авторского) документа.
Освоение методов (приёмов) и способов работы с текстовыми документами и мультимедийными презентациями осуществляется в процессе разработки документов на близкие учащимся темы.

В рамках курса «Азбука офиса» учащиеся овладевают следующими ключевыми компетенциями:
• фиксировать (записывать), искать, воспринимать текстовую и мультимедийную информацию, создавать её, обрабатывать, оценивать, организовывать, сохранять, анализировать, представлять, передавать;
• моделировать и проектировать объекты и процессы;
• ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе учения, управления, взаимодействия с другими людьми с использованием со-временных общедоступных ИКТ;
• более глубоко и прочно усваивать знания, самостоятельно двигаться в изучаемой предметной области;
• владеть приёмами организации и самоорганизации работы при создании документа;
• использовать опыт коллективной разработки и публичной защиты созданной презентации.

Педагоги

Илькова Л.А., учитель информатики и математики 1 категории, преподавательский стаж 15 лет. Высшее оразование.

Содержание программы

Содержание курса
Раздел 1. Создание и обработка текстовых документов на компьютере. Текстовый процессор
Тема 1.1. Набор, редактирование и форматирование текста
Текстовый документ. Основные компоненты текстового документа. Возможности компьютера по созданию, обработке и хранению текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Текстовый процессор и его возможности. Пользовательский интерфейс текстового процессора. Основные элементы окна приложения и окна документа: заголовок, строка меню, панели инструментов, линейка, полосы прокрутки, строка состояния, рабочая область. Создание документа. Управление отображением документа (границы текста, непечатаемые знаки). Способы набора, редактирования и форматирования текста. Выравнивание абзаца, абзацные отступы, отступ в красной строке, интервалы между абзацами, междустрочные интервалы. Работа с блоком текста.
Практическая работа: уроки интерактивного электронного учеб-ника:
• урок № 1 "Составляем грамотку, или Набор текста";
• урок № 2 "Настоящее волшебство, или Форматирование тек-ста".
Тема 1.2. Таблицы
Таблицы и их свойства. Виды таблиц. Вставка таблицы в текстовый документ. Добавление и удаление строк и столбцов в таблицах. Изменение размеров строк и столбцов. Обрамление и заливка. Группа вкладок Работа с таблицами, окно Свойства таблицы. Использование таблицы для размещения объектов в текстовом документе.
Практическая работа: уроки интерактивного электронного учеб-ника:
• урок № 3 "Путешествие к планетам, или Составляем таблицы";
• урок № 4 "Путешествие продолжается, или Действия с ячейками«.
Тема 1.3. Списки
Списки и их виды. Создание списка. Использование автоформата при создании списков. Создание и редактирование нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Настройка списка.
Практическая работа: урок № 5 «На первый-второй рассчитайсь, или Нумерованные и маркированные списки» интерактивного электронного учебника.
Тема 1.4. Вставка растрового графического изображения в текстовый документ
Растровые изображения. Способы вставки изображения в текстовый документ. Режим редактирования изображения. Понятие «обтекание объекта», виды обтекания (в тексте, за/перед текстом). Изменение размера, перемещение, копирование изображения. Способы копирования (мышью, через буфер обмена).
Практическая работа: урок № 6 «Путевые зарисовки, или Встав-ка рисунка в текстовый документ» интерактивного электронного учебника.
Тема 1.5. Создание векторного изображения средствами MS Word. Фигуры
Векторные графические изображения. Инструменты рисования. Инструменты текстового процессора, предназначенные для создания и редактирования векторных изображений. Создание, форматирова-ние графических примитивов. Изменение размеров, перемещение, ко-пирование объектов. Группировка. Порядок расположения объектов, изменение порядка. Способы заливки, использование градиента и тек-стуры.
Коллекция клипов ClipArt. Поиск, вставка, редактирование клипа.
Использование автофигур, настройка объёма и тени. Выравнива-ние объектов.
Практическая работа: уроки интерактивного электронного учеб-ника:
• урок № 7 «Флора «вечерней звезды», или Векторная графика";
• урок № 8 "Фауна планеты Венера, или Векторная графика«.
Тема 1.6. Создание фигурного текста WordArt
Содержание темы
Фигурный текст. Вставка объекта WordArt. Инструменты редакти-рования WordArt. Изменение формы и размера декоративного текста.
Практическая работа: урок № 9 «Звёздная печать, или Редактор декоративного текста WordArt» интерактивного электронного учебни-ка.
Раздел 2. Создание, обработка и демонстрация мультимедийных презентаций на компьютере.
Тема 2.1. Создание компьютерной презентации
Презентации. Мультимедийная информация. Возможности компь-ютерной техники по созданию, редактированию и представлению пре-зентаций. Создание компьютерной мультимедийной презентации средствами редактора MS PowerPoint. Элементы пользовательского интерфейса. Шаблоны оформления. Создание слайда. Разметка слай-да. Настройка анимации. Настройка режима смены слайдов.
Набор, вставка и редактирование текста. Вставка рисунков в слайды.
Практическая работа: урок № 13 «На этот раз о себе, или Слай-ды и анимация» интерактивного электронного учебника.
Тема 2.2. Вставка объектов в компьютерную презентацию
Вставка таблицы в презентацию. Режимы работы (сортировщик слайдов, обычный). Работа со звуком.
Практическая работа: урок № 14 «Я расту, или Настройка муль-тимедиа» интерактивного электронного учебника.
Тема 2.3. Дополнительные средства управления компьютерной презентацией

Цели программы

В современных условиях на первый план выдвигаются задачи воспитания личности, формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда:
• умение работать самостоятельно и в группе;
• осуществление поиска и систематизации информации;
• умение быстро и качественно обрабатывать и демонстриро-вать информацию;
• умение ответственно решать текущие задачи (в том числе и нестандартные);
• умение проявлять инициативу и креативный подход при ре-шении задач.
Исходя из этого, целью изучения информационных технологий в рамках курса является формирование компетентности при разработ-ке текстовых документов и мультимедийных презентаций с помощью средств офисного программного обеспечения.

Результат программы

В рамках курса «Азбука офиса» учащиеся овладевают следую-щими ключевыми компетенциями:
• фиксировать (записывать), искать, воспринимать текстовую и мультимедийную информацию, создавать её, обрабатывать, оценивать, организовывать, сохранять, анализировать, пред-ставлять, передавать;
• моделировать и проектировать объекты и процессы;
• ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе учения, управле-ния, взаимодействия с другими людьми с использованием со-временных общедоступных ИКТ;
• более глубоко и прочно усваивать знания, самостоятельно двигаться в изучаемой предметной области;
• владеть приёмами организации и самоорганизации работы при создании документа;
• использовать опыт коллективной разработки и публичной защиты созданной презентации;

Особые условия проведения

Ученик перед обучением должен освоить программу "Волшебный компьютер".

Материально-техническая база

Компьютерный класс, 10 машин. Электронные учебники.