Ая омни (Умелый мастер)

Содержание программы направлено на воспитание у подрастающего поколения, любовь и уважение к своему народу, его историческому наследию и родному краю. Ценность культуры эвенков заключается в особой духовной связи с природой. Неразрывная связь с природой – основа его существования.

Рассматривая культуру эвенков с точки зрения духовного влияния декоративно-прикладного искусства, можно сказать, что глубина культуры этого народа проявляется в молчаливом языке орнамента, который можно считать зашифрованным текстом, своеобразным посланием предков потомкам. Эвенкийский орнамент отражает общие культурные понятия коренного народа нашего края, его самобытный опыт, раскрывающий модель мира эвенков. Изначально орнаментальная модель мира у многих народов, в том числе и малых народов Севера Дальнего Востока, строилась либо на изобразительных образах (древо жизни, птицы, воды и т.д.), либо на неизобразительных (геометрические орнаменты: круг, спираль, звезда, квадрат, ромб, треугольник и т. д.) В этом сказывается глубина этого народа и его особая мудрость. Ещё древние народы зашифровывали свои самые сокровенные накопления в геометрических образах.

Декоративно-прикладное искусство эвенков заслуживает особого внимания, в связи с тем, что оно отражает мировоззрение этого самобытного народа, их картину мира. Эвенки занимались кузнечным делом, обрабатывали кость, рог, бивни мамонта и дерево, бересту, кожу и мех, владели вышивкой нитями и бисером, техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики. В основе всех этих видов декоративно-прикладного искусства лежит эвенкийский орнамент, который наносился на одежду, постельные принадлежности, посуду, предметы быта, украшения, ритуальную атрибутику, надгробные домики, охотничьи принадлежности и другие предметы и вещи.

Материал данного курса подчинен тематическому принципу. В рамках одной темы осваивается конкретный материал по материальной и духовной культуре, на освоение которого отводится определенное количество часов. Здесь же предусмотрены часы для практической деятельности учащихся.

Педагоги

Яковлева Нина Валерьевна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

I год обучения:

1. Осенняя фантазия. 2. Сказки. 3. Животный мир. 4. Растительный мир. 5. Птицы. 6. Овощи и фрукты. 7. Кукла в национальном стиле. 8. Узоры и орнаменты

II год обучения:

1. Введение. 2. Виды декоративно-прикладного искусства у эвенков. 3. Тотемизм у эвенков. 4. Религия. 5. Чум как модель микрокосмоса. 6. Народные знания. 7. Песенная культура эвенков. 8. Ученые исследователи

III год обучения:

1. Введение. 2. Народные промыслы. 3. Народные знания. 4. Игры. 5. Транспорт. 6. Экологический календарь. 7. Виды традиционной хозяйственной деятельности у эвенков. 8. Закрепление пройденных материалов

Цели программы

Изучение национальной культуры эвенков и возможности его отражения в изделиях декоративно-прикладного искусства

Результат программы

После I года обучения учащиеся должны знать:

– историю возникновения бисера;

– характерные особенности материальной и духовной культуры эвенков;

– историю развития декоративно прикладного искусства эвенков;

– основные виды техники вышивания, плетения бисером.

Должны уметь:

– определять основы композиции;

– подобрать по цвету бисер, ткань, нитки, сметывать и склеивать детали изделий;

– применять свои умения на практике.

После II года обучения учащиеся должны знать:

– виды народного, декоративного искусства;

– правила выполнения технического рисунка;

– этническую историю народов Севера;

– основные виды отделки бисером.

Должны уметь:

– определять новые композиции;

– усвоить технику вышивания, ткачество бисером, блестками, стеклярусом;

– распределять расход ткани, место расположения декоративного оформления;

– рассказать о происхождении орнамента;

– раскрыть особенности художественного видения у северян.

После III года обучения учащиеся должны знать:

– характерные особенности материальной и духовной культуры эвенков;

– виды декоративного творчества;

– историю возникновения данного вида творчества;

– инструменты и принадлежности;

– основные приемы работы с бисером;

– приемы декорирования композиций;

– правила техники безопасности при работе.

Должны уметь:

– графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках;

– грамотно и эстетично выполнять изделия из бисера;

– использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;

– безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

Особые условия проведения

нет