«Хор»

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В настоящее время современное общество, как в развитых странах, так и в России столкнулось с мощным развитием научно-технического прогресса, когда на ребёнка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребёнок, на наш взгляд, лишён возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не ярко выражены. Программа ориентирована на детей, имеющих средний уровень своих исполнительских возможностей.

Педагоги

Загузина Елена Валерьевна

Содержание программы

1.Пение произведений.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

2.Пение учебно-тренировочного материала.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Хоровое сольфеджио.

Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.

Цели программы

Через музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные данные, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства.

Результат программы

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровое пение», являются следующие знания, умения, навыки:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым
коллективом;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе
вокального ансамбля и хорового коллектива;

знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его
функционального значения;

знание метроритмических особенностей разножанровых
музыкальных произведений;

навыки чтения с листа.

Особые условия проведения

Исходя из возрастных особенностей кружковцев, хоровом коллективе организованы следующие группы хорового пения:

· первая (1-2 классы);

· вторая (3-4 классы);

· третья (5-11 классы).

Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:

· первая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

· вторая группа – 1 раз в неделю по 1 часу;

· третья группа – 1 раза в неделю по 2 часа.

Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).

Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения).

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение

- наличие специального кабинета;

- наличие репетиционного зала (сцены);

- фортепиано, другой инструмент;

- музыкальный центр, компьютер;

- записи фонограмм в режимах «+» и "-";

- нотный материал.