Юный натуралист

Занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.
На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Экологии, Дней леса, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, поделок, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Педагоги

Дугарова Елена Ивановна, учитель биологии и географии, высшая категория. Почетный работник ОО РФ

Содержание программы

Содержание программы
Введение (3 часа)
Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Объекты живой природы. Многообразие животных
Практикумы
Работа с определителями. Сбор природного материала для поделок. Изготовление поделок
Экскурсия
Удивительный мир животных
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
• осознавать ценность природы для человека
• различать неживое и живое в природе;
• объяснять приспособленность животных к условиям существования;
• оценивать влияние деятельности человека на животных;
• знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
• различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
• знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
• применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
• применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения
• создавать поделки из природного материала
Метапредметные:
• определять цели изучения разделов курса;
• понимать учебную задачу занятия;
• оценивать достижения на занятии;
• работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
• приводить примеры ответственного отношения к природе;
• сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
• осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
• высказывать и обосновывать предположения;
• предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы..
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
• знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками
• уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении кормушек, поделок и рисунков по темам курса
Личностные:
• понимать и принимать самоценность любого организма;
• проявлять целостное восприятие окружающего мира;
• бережно относится к окружающему миру
• испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
• понимать свою рольв деле охраны окружающей среды
• оценивать свои достижения на занятии
• доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
• применять коммуникативные навыки

Царство животных (29 часов)
Особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни, питания животных разных систематических групп. Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Красная книга животных. Животные нашего края. Животные нашего дома. Охрана животных.
Практикумы.
Работа с определителями животных. Рассматривание простейших под микроскопом. Наблюдение за моллюсками и рыбами в аквариуме. Наблюдение за пауком – крестовиком. Наблюдение и учет птиц нашего города.
Экскурсии.
Животные нашего края. Наблюдение за птицами.
Темы проектов
Исследовательские
• Птицы на моей кормушке
• Учет птиц семейства врановых в зимнее время
• Наблюдение за моллюсками аквариума
• Наблюдение за поведением рыб в аквариуме
Творческие
• Изготовление и развешивание кормушек.
• Оформление выставки "В мире животных"
• Подготовка игры – викторины "Эти удивительные животные"
• Подготовка классного часа "Птица года"
• Выпуск листовки "Проходите мимо!"
• Выставки поделок и рисунков
Реферативные
• Мир невидимок
• Загадки кораллового рифа
• Планета шестиногих
• Мягкотелые. Кто они?
• Черви: друзья или враги?
• Хищные птицы нашего края
• Миграции птиц
• Мои домашние любимцы

Цели программы

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области биологии и экологии животных.
Задачи:
Познавательные:
• Расширить знания учащихся по основным вопросам биологии и экологии животных
• Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт
• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
• Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей впроцессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
• Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневнойжизнидля ухода заживотными.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе
• Воспитывать бережное отношение к живым организмам
• Совершенствовать навыки коллективной работы
• Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Развивающие:
• Способствовать развитию логического мышления, внимания
• Развивать умение учащихся оценивать состояние животных
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
• Способствовать развитию творческих способностей
• Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.
• Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
• Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Результат программы

В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
• осознавать ценность природы для человека
• ориентироваться в понятиях курса
• Биологические и экологические особенности животных
• знать наиболее типичных представителей животного мира России, Ивановской области, Приволжского района;
• знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
• различать неживое и живое в природе;
• объяснять приспособленность животных к условиям существования;
• оценивать влияние деятельности человека на животных;
• знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);
• знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
• знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и не¬которые меры борьбы с ними;
• знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
• различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
• строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.
• понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных
• определять виды – биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;
• знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
• применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
• оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
• ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
• применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения
• составлять экологические модели, трофические цепи;
Метапредметные:
• определять цели изучения разделов курса;
• понимать учебную задачу занятия;
• оценивать достижения на занятии;
• работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
• приводить примеры ответственного отношения к природе;
• сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
• осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
• высказывать и обосновывать предположения;
• анализировать иллюстрации
• предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
• улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
• проводить самостоятельный поиск биологической информации
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

Личностные:
• понимать и принимать самоценность любого организма;
• проявлять целостное восприятие окружающего мира;
• бережно относится к окружающему миру
• испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
• понимать свою рольв деле охраны окружающей среды
• оценивать свои достижения на занятии
• доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
• применять коммуникативные навыки

Материально-техническая база

Кабинет биологии

Микроскопы, влажные препараты. коллекции насекомых, лупа, определители и др.