Эрудит

    К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.        Содержательно-логические задания на базе изучаемых предметов в начальной школе, материал, повышающий интерес к предметам, дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки. Это создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов. Загадки активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачу его всестороннего развития.

преподаватели

Трусова Раиса Ивановна. Учитель начальных классов высшей категории.

Содержание программы

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Эрудит» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Главной задачей обучения детей по программе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Содержание программы внеурочной деятельности "Эрудит«.

Основные разделы программы.

Правила поведения в школе (1 час).

Правила дорожного движения (1 час).

Природа вокруг нас (3 часа).

Логика, задания на внимание (3 часа).

Познавательные игры (3 часа).

Интеллектуальные игры (3 часа).

Занимательная математика и геометрия (5 часов).

Литературные конкурсы и викторины (4 часа).

Занимательная грамматика (7 часов).

Проектная деятельность (3 часа).

Итоговое занятие кружка (1 час).

Содержание занятий

1.Организационное занятие. Ситуационные упражнения «Я в школе». План работы на год. Цели и задачи программы на год.

2. Игра «Внимание: дорога!». Интеллектуальная игра на закрепление знаний о ПДД.

3. Игра «Продолжи логическую цепочку». Задания в стихах.

4. «Забытые профессии». Познавательная игра. Просмотр презентации. Обсуждение. Викторина.

5. Словесные раскопки. История возникновения слов.

6. «Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра. Загадки. Ребусы. Конструирование из геометрических фигур.

7. В гостях у любимой книги. Экскурсия в библиотеку. Викторина по знаниям детской литературы.

8. Конкурс рисунков «Моя планета». Рисунки на экологическую тематику.

9. Шарады. Ребусы. Составление анаграмм.

10. Турнир смекалистых. Интеллектуальная игра на знание математики, русского языка.

11. Шкатулка с богатствами русского языка. Познавательная игра.

13. Литературный кроссворд. Разгадывание и составление кроссворда с использованием дополнительных источников информации.

14. Математические головоломки. Интеллектуальная игра.

15. «Сочини математическую сказку». Творческий конкурс.

16. Эти забавные животные. Познавательная игра. Конкурсы.

17. Игра на внимание «Вставь нужное слово». Задания на внимание.

18. Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы». Игра по станциям. Загадки, задания, рисунки, кроссворд, музыкальные задания.

19. Можно ли сломать язык? Знакомство и работа со словарем С.И.Ожегова.

20. «В космическом пространстве». Просмотр видеоматериалов. Обсуждение. Викторина.

21. Весёлая геометрия. Задания в стихах.

22. Загадки природы. Викторина.

23. Потерянное слово. Игра на внимание.

24. Веселый диктант на внимание.

25. Математические загадки. Задачи в стихах, задачи-шутки.

26. «По следам событий». Сочинения-миниатюры

27. «Моя родословная». Мини-проект.

28. «Мир вокруг нас». Викторина на знание окружающего мира.

30. «Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра.

31. «Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг.

32. «Мои знаменитые земляки». Мини-проект.

33. «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. Тема "Великая Отечественная война"

34. Итоговое занятие кружка. Диагностика познавательных процессов младших школьников. Награждение детей за участие в интеллектуальных конкурсах, проектной деятельности.

 

Цели программы

Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Задачи:

· воспитание коммуникативной культуры школьников;

· выявление и поддержка одаренных учащихся;

· развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

· закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;

· развитие устной и письменной связной речи учащихся;

· развитие индивидуальных способностей учащихся;

· создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;

· обучение приемам поисковой и творческой деятельности.

Результат программы

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.
Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Особые условия проведения

Ограничения нет

Материально-техническая база

Используется классная комната, читальные залы школьной и сельской библиотеки. Применятся ТСО.