Развитие речи

Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса в современном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании общей культуры личности, а с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Это делает курс «Развитие речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся. Новизна программы заключается в её практической направленности.

Принципы, обеспечивающие преподавание курса, следующие:

1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на хорошее владение теоретической базой.

2. Системность и последовательность: курс делится на последовательно расположенные блоки.

3. Природосообразность: педагог исходит из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них.

4. Культуросообразность: обучающимся прививается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной речи.

5. Креативность (творческий характер): в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия педагога и обучающихся, предполагающая реализацию следующих принципов:

• диалогичность в работе над материалом – педагог и дети выступают в качестве собеседников, ведущих совместный поиск решений;

• чередование индивидуальной и фронтальной работы с деятельностью в составе творческих групп (команд);

• соревновательность групп с возможностью рецензировать и комментировать выступления каждой из них (прием аналитического комментирования);

• творческий характер заданий – например, предлагается «отредактировать» тексты;

• компактность тематических блоков – в конце каждого из них предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ.

6. Деятельностный подход: обучающиеся будут самостоятельно проектировать свою учебную деятельность. Следовательно, результатом освоения программы является не только расширение знаний и закрепление умений и навыков по русскому языку, но и развитие способности и готовности к проектированию и реализации собственной учебной деятельности.

Педагоги

Гомбоева Дышима Прокопьевна

Содержание программы

№ п/п
Название раздела
Количество часов

 


Всего
Теория
Практика
1.
Введение. Культура речи. Понятие нормы. Входная самодиагностика.
2
0,5
1,5
2.
Проектирование учебной деятельности.
2
0,5
1,5
3.
Нормы устной речи:

А. Орфоэпические нормы.

Б. Акцентологические нормы.
2
0,5
1,5
4
Морфология и словообразование.

Нормы письменной речи:

А. Трудные случаи русской орфографии;

Б. Трудные случаи русской пунктуации.

Промежуточная самодиагностика.
32
8
24
5.
Нормы устной и письменной речи.

Лексические нормы.


6
1
5
6.
Нормы устной и письменной речи.

Грамматические нормы:

А. Словообразовательные;

Б. Морфологические;

B. Синтаксические.


14
4
10
7.
Нормы устной и письменной речи.

Стилистические нормы.
2
0,5
1,5
8.
Текст. Признаки текста. Общие требования к тексту. Средства связи предложений в тексте. Языковое оформление. Итоговая диагностика.
12
3
9

Итого
72
17
55

Цели программы

Повышение уровня культуры речи обучающихся путем совершенствования нормативности их речи.

Результат программы

В результате освоения курса обучающиеся

должны знать:

- нормы русского литературного языка,

- особенности проектирования учебной деятельности;

должны уметь:

- соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях,

- владеть приемами редактирования текста,

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевых норм, находить и исправлять ошибки и недочеты в своей и чужой речи,

- создавать связные устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка,

- проектировать собственную учебную деятельность.

Способы определения их результативности

· Входная, промежуточная и итоговая самодиагностика;

Особые условия проведения

особых условий нет

Материально-техническая база

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:

1. Информационные блоки по всем темам программы.

2. КИМ-ы по всем темам программы.

3. Интернет-ресурсы.