Туризм

Подготовка юных туристов, которые обладают достаточными навыками, знаниями, и умениями для участия и проведения спортивных походов выходного дня, соревнований;

- формирование у детей, как у будущих граждан, ответственного отношения к природе, активной жизненной позиции;

- развитие способности к адаптации в социальной и природной сфере;

- развитие навыков межличностного взаимодействия;

- оздоровление как психофизическое воспитание и развитие учащихся;

- организация образовательного процесса в системе знаний и итоговых мероприятий ( соревнований и походов, экспедиций)

-овладение основными навыками совершения путешествий и проведение наблюдений разной направленности;

- формирование у детей понимания взаимосвязей в природе, развитие окружающего мира, осознание необходимости бережного отношения к природе и места человека в ней;

-овладение навыками поведения в окружающей природной сфере, экстремальных ситуациях;

- развитие умений обобщать жизненный опыт, решать возникающие проблемы, применить полученные знания в различных ситуациях;

- содействие личностному развитию воспитанников и диагностика личностных достижений воспитанников в течение всего времени обучения;

- взаимодействие с родителями воспитанников;

Отличительными особенностями программы является её адаптированность к местным климатическим и социальным условиям принципу. Программа реализуется по по ступенчатому принципу учащиеся усваивают «ступень» программы на индивидуальном уровне.

Педагоги

Степанова Лариса Геннадьевна

Содержание программы


Тема
Всего часов
Теория
Практика

в помещении
Практика на местности

Введение- 2
Туристские возможности родного края- 4

Природа и человек- 10




1.Экологические основы охраны природы-2

2. Окружающая среда и здоровье человека- 2

3.Топография и ориентирование

1.Карта, план, схема-6


2.Условные знаки спортивных карт

3.Стороны горизонта и их определение

4.Определение расстояний на местности

5.Ориентирование по карте

Организация и подготовка тур. Похода

1.Организация путешествия

2.Снаряжение туриста

3.Туристский бивак

4.Питание в походе


Техника туризма

1.Техника движения

2.Техника преодоления препятствий

3.Обеспечение безопасности

Техника и тактика спортивного ориентирования
Общефизическая и морально-волевая подготовка туриста и ориентировщика

1.Общая физическая подготовка спортсмена

2.Морально-волевая подготовка спортсмена

Доврачебная медицинская помощь

ИТОГО 144

Цели программы

Цель:

Формирование потребности учащихся в здоровом образе жизни и ответственного отношения к природе через занятия туризмом и спортивным ориентированием.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

- историю развития туризма в России;

- характеристики видов туризма: пешеходного

- разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию;

- характеристику личного и группового туристского снаряжения и требования к снаряжению;

- технику организации привалов и ночлегов в походе;

- организацию работы по планированию в лагеря;

Типы костров, правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров;

- правила хранения и переноски колющих и режущих предметов;

- меры безопасности при обращении с огнем, кипятком;

- требования к туристским должностям в группе;

- правила движения в походе;

- общую характеристику естественных препятствий;

- виды туристских соревнований и особенности их проведения;

- топографические спортивные карты;

- масштаб, условные знаки, азимут;

- типы и устройство компасов;

- способы измерения расстояний на местности и карте;

- способы ориентирования;

- исторические природные особенности родного края;

- туристские возможности родного края;

- природоохранительная деятельность туристов;

- личную гигиену туриста, профилактику заболеваний;

- правила составления медицинской аптечки, ее хранения, транспортировки, назначение и дозировку мед. препаратов;

- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

- требования к физической подготовке;

- характеристику и методику развития физических и специальных качеств, необходимых туристу.

Учащиеся должны уметь:

- укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт;

- установка палаток, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых;

- сушка и ремонт одежды и обуви в походе;

- разжигание костра;

- развертывание и свертывание лагеря;

- определение цели и района похода, разработка маршрута;

- приготовление пищи на костре;

-выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов;

-составление отчета о походе;

- ремонт инвентаря;

- определение масштаба, измерение расстояния на карте, умение читать карту;

- определение азимута;

- работа с компасом;

- способы и техника ориентирования на местности;

- применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса;

- формирование походной аптечки,

- практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшему;

- изготовление носилок;

- упражнения общей физической подготовки;

- упражнения специальной физической подготовки.

Способы определения результатов.

Анализ совершения путешествий и выступление учащихся в составе команд на различных соревнованиях;

- анализ подготовки и проведения конкурсно-итоговых мероприятий;

- анализ продуктов творческой деятельности (рефератов, письменных и устных коллективных отчетов о путешествиях, докладов и сочинений)

Занятия в объединении первоначально мотивируется любознательностью учащихся, необходимостью удовлетворения их потребности в двигательной активности, в перемене мест и круга общения, в развитии межличностных отношений, в самоутверждении и самореализации. В дальнейшем мотивация образовательной деятельности укрепляется за счет:

- креативности деятельности, проявляющейся особенно ярко в моменты разработки маршрута, выбора тактики совершения спортивных походов, в моменты преодоления естественных препятствий маршрута, или сложных дистанций туристического многоборья, в процессе подготовки и проведения обработки результатов экспедиций, в процессе организации, проведения и подведения итогов туристско-спортивных и туристско-развлекательных мероприятий;

- состязательности участия в различных соревнованиях, смотрах, конкурсах.

Развития способностей к адаптации в социальной и проводной среде происходит посредством участия кружковцев в составе временных, соревновательных объединений учащихся в процессе совершения ими путешествий, проводящихся в различных районах, в периоды разных сезонов и в межсезонье. Интенсивное общение с педагогом в период проведения путешествия имеет значительный эффект, который усиливается при объяснении и обсуждении причин и целей организованной деятельности и при выработки учащимся собственной оптимальной модели организационного мероприятия.

Материально-техническая база

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены и выполнены воспитанниками объединения. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования и демонстрации видео материалов при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом, так и учащимися на занятиях.

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

 

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение:

- веревки;

- карабины;

- жумары;

- страховочные системы;

- спусковые устройства;

3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5.Таблицы ориентирования на местности

6. Технические средства: компьютер, музыкальный центр.