" Школа юного химика"

Особенностью программы является еѐ интегративный характер, так как она основана на материале химии, физики, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

В основе ее лежит системно-деятельности подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Отличительной особенностью данной программы так же является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека.

Педагоги

Попова Оксана Александровна 

Содержание программы

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием (10 часов)

1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

2.Нагревательные приборы и пользование ими.

Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание.

3.Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Знакомятся с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

4.Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

Знакомятся с основными приёмами работы с жидкими веществами.

5. Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием. Знакомство с методикой выращивания кристаллов, хлорида натрия, сахарозы, медного купороса.

Раздел 2. Живопись глазами химика (16 часов)

6. Углерод.

Химические свойства и применение углерода. История появления карандашей. Применение углерода в виде сажи для изготовления художественных красок.

7. Создание новых красок

История создания ультрамарина. Принципы организации химического производства свинцовых и цинковых белил.

8. Оксиды металлов в художественных красках

Оксиды, их свойства и применение. Химический состав оксидных пигментов. Cr2O3, Pb3O4, Al2O3, Fe2O3 – получаемые на их основе краски. Кристаллогидраты.

9. Соли в палитре художника

Сульфиды: HgS – киноварь, CdS – желтый кадмий, Al3S3 – аурипигмент – основа изготовления масляных и акварельных красок. Малахит.

10. Краски разных времен

Пигменты растительного происхождения, эмульсии, масла. Химический состав охры, принципы изготовления красок.

11. Экскурсия в краеведческий музей.

Раздел 3. Металлы как материал для создания произведений искусства (20 часов)

12. Позолота

История развития золотобойного искусства и позолоты. Приемы золочения и древнерусской иконописи.

13. Чугун

Состав, свойства, применение чугуна в изобразительном искусстве, литье из чугуна. Архитектура.

14. Сталь

Состав и получение стали. Златоуст и Тула – оружейные центры России. Декорирование стали.

15. Коррозия и памятники

Коррозия металлов. Виды коррозии, выделяемые реставраторами. Проблема сохранения памятников искусства.

16. Декоративное окрашивание металлов

Декорированное окрашивание меди. Серебрение меди и ее сплавов. Воронение стали. Оксидирование стали.

17. Химическая викторина "Великие металлы".

Раздел 4. Химические вещества – строительные материалы (26 часов)

18. Известь. Глина. Песок. Цементы

Химический состав, места добычи природных ископаемых Нижегородской области. Виды цемента, определение качества по входящим компонентам.

19. Бетоны. Строительные растворы

Приготовление строительных растворов, их классификация, применение, проверка качества методами химического анализа.

20. Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон

Механический состав глин, их классификация. Лечебные свойства глины, применение в медицине. Технология производства гипсокартона, его химический состав.

21. Древесина

Ценные виды древесины Нижегородской области, химическая обработка древесного строительного материала.

22. Состав и виды стекла

Стекло фараонов, египетская монополия стекольного производства, его химический состав. Классификация стекол, определение прочности и ее зависимость от химических добавок.

23.Стекольные строительные материалы

Стекловата, ее состав, применение. Проблема современных пластиковых окон.

24. Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов

Определение химических добавок, определяющих цвет керамических изделий, бытовые изделия из керамики. Просмотр виртуальной коллекции минералов.

Раздел 5. Химия и окружающая среда (18 часов)

25. Человек и биосфера. Уровни экологических проблем

Место человека в окружающем мире. Основные экологические проблемы с. Бичура.

26. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в с.Бичура.

Понятие окружающей среды. Основные источники загрязнения с. Бичура

27. Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах

Канцерогены в продуктах питания, их обнаружение и выяснение действия на организм.

28. Очистка сточных вод

Характеристика и описание методов очистки сточных вод. 

 

 

 

Цели программы

Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия, а также формирование проектно – исследовательских компетенция обучающихся.

Результат программы

М

На занятиях обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Предметными результатами освоения программы являются:

– в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

– в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

- в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;

- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами являются:

– в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

– в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; – в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

– владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;

- умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использовать различные источники для получения химической информации

Диагностические признаки по овладению ключевыми компетентностями, освоению опыта творческой деятельности, сформированности ценностно-мотивационной сферы представлены по результатам обучения по программе далее не конкретизируются.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей возраста 5-16, на 3 года. Занятия проходят с 15-минутными перерывами

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Оборудование

Наименование
Технические характеристики, примерная модель
Краткое описание применения
Количество
1
"Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева"
Электронно-справочная информационная таблица представляет собой панель с раздельной световой индикацией каждого элемента. На панели размещена информация о 118 элементах периодической системы, которые разбираются по 15 параметрам основных физико-химических свойств
Электронно-справочная информационная таблица предназначена для наглядной работы с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева в учебных учреждениях на занятиях по химии, физике и другим предметам, при изучении которых необходима информация о свойствах химических элементов.
1
2
"Растворимость кислот, солей, оснований в воде"
Электронная информационная таблица растворимости солей, кислот и оснований показывает значения растворимости в воде:

439 соединений:

Выполнена в виде стенда, который монтируется на стену.

Наглядно демонстрирует значения растворимости в воде химических соединений.

Предназначена для стационарного размещения в закрытом помещении при комнатной температуре.
Является учебным справочно-информационным пособием.

Используется на учебных занятиях по химии и другим предметам, при изучении которых необходима информация о свойствах растворимости в воде различных соединений.


1
3
"Правила техники безопасности"
Таблица отпечатана на виниле, представляет собой виниловое полотно, армированное полиэстровой нитью представляет собой виниловое полотно, армированное полиэстровой нитью плотностью 370-380гр/м2, форматом 100×140 см. Красочность 4+0 (полноцвет), качество печати – 720 DPI.
Является учебным справочно-информационным пособием.


1
4
"Электрохимический ряд напряжений металлов"
Размер 45×189 см

Учебное пособие выполнено на виниле. Полноцветная печать.
Является учебным справочно-информационным пособием.
1
5
"Индикаторы"
Изготовлена на виниле. Вес (плотность) – 440 г/кв.м. Печать односторонняя, полноцветная.
Является учебным справочно-информационным пособием.

6
Весы электронные с выводом показаний на экран
Наибольший предел взвешивания 200 г
Наименьший предел взвешивания 0,2 г
Дискретность 0,01 г
Пределы допускаемой погрешности ±0,015 г
Класс точности по ГОСТ 24014 – 4
Линейность (г) ±0,01 г
Диапазон выборки массы тары 0-200 г
Перегрузочная способность 103%
Время установления 3 с
Дрейф чувствительности ±0,005%/С
Дрейф нуля ±0,03 г/С
Диапазон рабочих температур 10-30С
Рабочий диапазон относительной влажности до 80% (без конденсации)
Электропитания 220В через адаптер или батарея 9В (в комплект не входит)
Габариты 171×62×210 мм
Масса 0,7 кг
Интерфейс RS232

Состав

Весы
Адаптер переменного напряжения
Калибровочная гиря
Руководство
Переходник
Электронные весы со сбросом тары предназначены для быстрого взвешивания навесок, демонстрации изменения массы в процессе химических реакций. Возможно подключение весов к компьютеру.
2
7
МИКРОСКОП ЦИФРОВОЙ DIGITAL BLUE QX7


Увеличение: х10, х60 и х200.

Разрешение получаемых изображений – до 1280×1024 (SXGA).

Подсветка яркими светодиодными источниками белого света.

Стеклянные оптические элементы.

Электропитание через USB порт.

Передача данных через высокоскоростной интерфейс USB 2.0.

Возможность использования микроскопа в режиме лупы – когда пользователь держит его в руках (для изучения участков больших объектов).
При выполнении практических заданий
5
8
Интерактивный комплект

ноутбук с программным обеспечением

интерактивная доска

короткофокусный проектор с креплением


ноутбук

Процессор: Intel i5

Разрешение экрана: 1920×1080

Тип диска: SSD

Тач-пад, беспроводная мышь

Windows 10

Проектор

Световой поток: 3500 Лм

Контрастность: 22000:1

Динамики: 10Вт

Длина кабеля: 10 м

Сетевой модуль: да

Настенный кронштейн: да

Интерактивная доска

Диагональ: 60..83«

Длина кабеля: 10 м

Маркеры: да

Программное обеспечение

Пакет «Офисных» программ

Графический редактор

Антивирус

Комплект "Волшебный Экран"
Для проведения теоритических и практических занятий

9
Звуковые колонки SVEN SPS-604.
Мощность колонок 4 Вт, выполнены из МДФ материала. Однополосное звучание. Частотный диапазон от 90 до 20000 Гц.
Для проведения теоритических и практических занятий
1
10
Флеш- накопитель Seagate