Биологическое краеведение (растительный и животный мир Бурятии)

Изучение природы родного края имеет большое образовательное и воспитательное значение, учит наблюдать и чувствовать, приобщает детей исследовательской деятельности, формирует практические умения и навыки. Основная задача программы – сформировать у детей такой интерес к природе, который бы в дальнейшем определил их экологически грамотное отношение с миром природы и окружающей средой в целом. Ведущее направление деятельности по программе – экологическое образование детей непосредственно в природе. Только на основе собственных наблюдений, исследований и проектов, практической деятельности возможно экологическое воспитание.

Программой предусмотрены разные формы проведения занятий: практические и теоретические занятия, экскурсии, практические занятия в природе, практикумы, игровые тематические занятия, занятие-конкурсы и т.п. 

Программа проводится на базе Уринской средней общеобразовательной школы.

Педагоги

Куркина Наталья Викторовна

Расписание

Пятница, Суббота: 15.00-17.35

Содержание программы

Тема1: Введение в биологическое краеведение.
Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Бурятии. Природные условия и причины биологического разнообразия Бурятии (географическое положение области,климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

Тема2: Флора Бурятии области.
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Бурятии. Ботанико-географические подрайоны Республики Бурятии. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края]. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Бурятии.
Практические работы:
1. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.
2. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.

Тема

3 Грибы и лишайники.
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

Тема

4. Фауна Бурятии.
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Бурятии. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края]. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Практическая работа: "Изучение следов жизнедеятельности животных"

Тема 5: Организм и среда.
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Бурятии: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.

Тема 6: Охрана природы родного края.
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.
Охраняемые территории Бурятии: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Экскурсия "Весенние явления в природе".

 

Цели программы

Воспитание любви к своему краю, стране, формирование основ экологической культуры.

Результат программы

В результате освоения курса программы учащиеся научатся:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране, области

- объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области

- определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения

- сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям

- оформлять результаты экскурсий

- формулировать выводы на основе собранного материала

- давать характеристику растениям разных систематических групп

- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие области

- применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ

- использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с приборами и инструментами

 В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

-формирование личностных представлений о целостности природы,

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

 Метапредметные результаты:

-формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

-формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

 

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Имеется учебный кабинет.

Справочная литература: определители растений, терминологические словари, Красная книга растений и животных России и Бурятии.

Для проведения исследовательской работы и практических занятий в природе имеются простейшие методики геоботанического описания леса, методические пособия по полевой экологии ассоциации «Экосистема»; «Наблюдения в лесу» – международная программа «Forest Watch»; Комплексный мониторинг лесных экосистем Костроминой О.А.