Знайка

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребёнка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно- ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребёнка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инвариантна. Её цель – подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

Объём программы рассчитан на 36 учебных недель, итого – 144 часов в год.

Педагоги

Федотова Римма Николаевнв

Тришина Ирина Анатольевна

Содержание программы

Содержание программы первого года обучения.

1.Количество и счет. (16часов).

 

Числа от 0 до 20;

Прямой счет в пределах 20 без операциями над ними;

Ориентировка в счете до 100;

Счет десятками до 100;

Состав чисел о 2 до 10

Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно;

Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее число;

Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество);

Преобразование неравенства в равенство и наоборот;

Решение арифметических примеров и задач с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<), неравно.

2. Величина. (8 часов)

Теоретическое занятие. (1час)

Понятие величина, форма, размер, цвет, признаки.

Практическое занятие (7 часов )

 

Введение в активную речь понятий: глубокий, мелкий, жарче, холоднее, быстрее, медленнее; одинаковые по высоте, одинаковые по толщине, одинаковые ширине, одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2-3 признакам;

Выбор и группировка предметов по 2-3 признакам из группы предметов;

Изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, форма, цвет);

Методы наложения и приложения.

3.Ориентировка в пространстве. (8 часов)

Теоретическое занятие. (1 час)

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.

Понятия: слева, справа, вверху, внизу (повторение);

Совершенствование координации движений и точности их выполнения.

Практическое занятие. (7часов).

Ориентировка в тетради в клеточку (0,7).

Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки.

Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану.

Направление движения: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки; слева направо, справа на лево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.

Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом;

Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через.

4. Ориентировка во времени. (4 часа)

Теоретическое занятие. (1 час)

Знакомство с понятием время, час, получас, минута.

Практическое занятие. (3 часа)

Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года, год;

Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года;

Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера;

Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник....);

Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль...);

Знакомство с мерами времени: час, получас, минута.

5. Простейшие геометрические представления. (6 часов)

6. Геометрические фигуры. (10 часов)

Теоретическое занятие. (1 час)

Понятие: плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела.

Практическое занятие. (9 часов)

Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник, трапеция, ромб;

Знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида;

Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур;

Углы фигур, стороны, вершины;

Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания

геометрических фигур;

Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур;

Классификация фигур по 2-3признакам (размер, форма, цвет, величина);

Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2-3 признакам.

Деление фигур на равные и неравные части;

Сборка целых фигур из 10-12 частей.

7. Графические работы. (6 часов)

 

8. Логические задачи. (14 часов)

Теоретическое занятие. (3 часа)

Знакомство с логическими задачами, загадками, задачами – шутками.

Практическое занятие. (11 часов)

Нахождение логических связей, закономерностей.

Нахождение "четвертого лишнего".

Головоломки различного вида сложения.

Выделение и группировка предметов по 2-3признакам.

Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление.

Занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; задачи-шутки.

Математические конкурсы, викторины.

 

Итого 72 занятия

Цели программы

Подготовка ребёнка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Результат программы

В результате обучения к концу года дети должны знать:

· числа от 1 до 10 и их графическое изображение;

· порядковый и обратный счет в пределах 10;

· предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;

· - состав чисел о 2 до 10;

· - счет в пределах 20 без операциями над ними.

· - знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.

· простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии.

· практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания отрезков в сантиметрах;

· понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

· геометрические фигуры: плоские – треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина.

· вершины, стороны, углы фигур;

· основные цвета и их оттенки;

· названия сторон и углов клетки;

· строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);

· предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;

· временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

· названия дней недели; месяцев и времен года.

· УМЕТЬ:

· считать от 1 до10 и от 10 до 1; до 20;

· находить и сравнивать числа – соседи;

· решать простейшие арифметические задачи, используя знаки (+), ( -), (=)

· находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

· изменять геометрические фигуры по 1 −2 признакам;

· подбирать и группировать предметы по 2-3 признакам;

· ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.7)

· ориентироваться в пространстве; во времени (время суток, дни недели, месяцы, времена года);

· правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

· сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, высота, длина, ширина, толщина;

· использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

· измерять длину отрезков, записывать их значение в сантиметрах;

· рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

· срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

· логически формулировать ответы;

· продолжать логический ряд фигур и предметов;

· решать математические загадки, ребусы, головоломки.

 

Особые условия проведения

нет