- Главная
- Направления
- Художественная
- Вокальное искусство
- «Народные истоки»
«Народные истоки»
Педагогическая целесообразность программы заключается в преемственности обучения, воспитания и развития детей посредством традиционной культуры, располагающей положительным опытом, накопленным многими поколениями. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Заключается он в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, – развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.
преподаватели
Бочкарева Юлия Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории;
хореограф – Дубицкая Любовь Андреевна
Содержание программы
Первый год обучения:
- Музыкально-теоретическая работа;
- Освоение народной манеры пения;
- Работа над созданием художественного образа;
- Игры с песнями и хороводами;
- Семейно-бытовые обряды и песни;
- Календарные обрядовые праздники;
- Знакомство с народной музыкой;
- Детский фольклор;
- Основы хореографии;
- Русские народные инструменты.
Второй год обучения:
- Вокально-хоровая работа;
- Освоение народной манеры пения;
- Работа над созданием художественного образа;
- Музыкально-теоретическая подготовка;
- Репертуар народно-певческого коллектива;
- Семейно-бытовые обряды и песни;
- Календарные обрядовые праздники;
- Знакомство с песенными традициями Забайкалья;
- Детский фольклор;
- Основы хореографии;
- Русские народные инструменты;
- Поведение певца на сцене;
- Концертная деятельность;
- Диагностика творческих данных.
Третий год обучения:
- Вокально-хоровая работа;
- Освоение народной манеры пения;
- Работа над созданием художественного образа;
- Музыкально-теоретическая подготовка;
- Жанры народно-певческого исполнительства;
- Календарные обрядовые праздники;
- Знакомство с песенными традициями Зауралья;
- Детский фольклор;
- Репертуар народно-певческого коллектива;
- Основы хореографии;
- Поведение певца на сцене;
- Концертная деятельность;
- Диагностика творческих данных.
Четвертый год обучения:
- Вокально-хоровая работа;
- Освоение народной манеры пения;
- Работа над созданием художественного образа;
- Музыкально-теоретическая подготовка;
- Семейно-бытовые обряды и песни;
- Календарные обрядовые праздники;
- Песенные традиции отдельных регионов России;
- Жанры народно-певческого исполнительства;
- Основы хореографии;
- Поведение певца на сцене;
- Концертная деятельность;
- Диагностика творческих данных.
Цели программы
Развитие творческих способностей ребенка через его собственную художественную деятельность в области народного музыкально-песенного творчества и в процессе коллективной творческой деятельности.
Результат программы
В результате освоения программы ребенок:
- приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и способность толерантного отношения к окружающим;
- приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей своего народа;
- развивает в себе такие качества как коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость;
- обогащает свою жизнь новыми социальными связями.
Ожидаемые результаты:
- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
- сформированность потребности физического самовоспитания.
- воспитание патриотизма, чувства любви к родному краю, стране, гордости за его богатую историю;
- обеспечение готовности к участию в разнообразных формах социально-культурной деятельности;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
- повышение свойств адаптации и социализированности обучающихся;
- формирование гуманистического взгляда на мир, развитию демократических взглядов и убеждений.
Прогнозируемый результат и способы его проверки. Требования к знаниям, умениям, критерии их оценки.
По истечении 1-го года обучения обучающиеся должны:
- знать и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
– уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);
– иметь представление о правильной постановке корпуса при пении;
- владеть понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики и нижнереберно – диафрагмального дыхания;
- владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
- стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;
- различать несложные ритмические рисунки;
- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;
- получать навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.
По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;
- знать правила сценодвижения;
-уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- уметь чисто интонировать в унисоне;
- уметь работать с микрофоном;
- уметь соединять элементарные движения с песней;
- владеть основами громкостной динамики и элементами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания;
- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора, индивидуальной культурой танца;
- устанавливать без затруднений творческие контакты со сверстниками;
После окончания 3-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения:
- знать особенности народного вокала в разных певческих манерах;
-знать законы сцены, сценического мастерства;
- уметь исполнять разноплановые песни;
- уметь подбирать песенный репертуар, согласно возможностям;
- применять пение на опоре;
- владеть элементами двухголосия;
- овладеть процессом дыхания при пении;
- интонировать и владеть голосом в простой тесситуре песен;
- владеть основами вокальной дикции;
- владеть элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни;
- применять мягкую атаку и опережающее слушание;
По истечении 4-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- уметь чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;
- уметь интонировать в простом трехголосии;
- уметь применять знания о сценической культуре;
- владеть основными техниками расширения диапазона голоса;
-выравнивать звучность голоса на всем диапазоне;
-сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;
- сохранять чистоту интонирования при исполнении "а капелла";
- устанавливать контакт со зрителем во время исполнения песни;
- представлять основные аспекты музыкальной культуры.
Особые условия проведения
Дети в коллектив принимаются после предварительного прослушивания.
Материально-техническая база
Аудиозаписи:
-фонотека народных песен различной тематики – аудиокассеты, диски;
-профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);
-фонограммы – «караоке» – 2 диска по 100 песен;
-фонограммы найденные в интернет-сайтах – около 60 песен;
-демонстрационные студийные записи песен;
-аудиозапись распевок и вокальных упражнений.
Видеоматериалы:
-запись конкурсных выступлений воспитанников;
-видеозапись городских и внутриучрежденческих концертов и мероприятий;
-видеоматериалы "мастер-классов";
-видеоклипы с участием солисток студии.
Помещение для занятий – площадью 60 кв. м., сцена.
Студия звукозаписи.
Музыкальный инструмент (синтезатор, баян).
Компьютер, магнитофон, микрофоны, видеоплеер, телевизор, другая аппаратура.