«Народные истоки»

Педагогическая целесообразность программы заключается в преемственности обучения, воспитания и развития детей посредством традиционной культуры, располагающей положительным опытом, накопленным многими поколениями. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Заключается он в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, – развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Педагоги

Бочкарева Юлия Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории;

аккомпаниатор – Бабинцев Николай Александрович;

хореограф – Понедилок Виктор Сергеевич

Содержание программы

Первый год обучения:

- Музыкально-теоретическая работа;

- Освоение народной манеры пения;

- Работа над созданием художественного образа;

- Игры с песнями и хороводами;

- Семейно-бытовые обряды и песни;

- Календарные обрядовые праздники;

- Знакомство с народной музыкой;

- Детский фольклор;

- Основы хореографии;

- Русские народные инструменты.

 

Второй год обучения:

- Вокально-хоровая работа;

- Освоение народной манеры пения;

- Работа над созданием художественного образа;

- Музыкально-теоретическая подготовка;

- Репертуар народно-певческого коллектива;

- Семейно-бытовые обряды и песни;

- Календарные обрядовые праздники;

- Знакомство с песенными традициями Забайкалья;

- Детский фольклор;

- Основы хореографии;

- Русские народные инструменты;

- Поведение певца на сцене;

- Концертная деятельность;

- Диагностика творческих данных.

 

Третий год обучения:

- Вокально-хоровая работа;

- Освоение народной манеры пения;

- Работа над созданием художественного образа;

- Музыкально-теоретическая подготовка;

- Жанры народно-певческого исполнительства;

- Календарные обрядовые праздники;

- Знакомство с песенными традициями Зауралья;

- Детский фольклор;

- Репертуар народно-певческого коллектива;

- Основы хореографии;

- Поведение певца на сцене;

- Концертная деятельность;

- Диагностика творческих данных.

 

Четвертый год обучения:

- Вокально-хоровая работа;

- Освоение народной манеры пения;

- Работа над созданием художественного образа;

- Музыкально-теоретическая подготовка;

- Семейно-бытовые обряды и песни;

- Календарные обрядовые праздники;

- Песенные традиции отдельных регионов России;

- Жанры народно-певческого исполнительства;

- Основы хореографии;

- Поведение певца на сцене;

- Концертная деятельность;

- Диагностика творческих данных.

Цели программы

Развитие творческих способностей ребенка через его собственную художественную деятельность в области народного музыкально-песенного творчества и в процессе коллективной творческой деятельности.

Результат программы

В результате освоения программы ребенок:

- приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и способность толерантного отношения к окружающим;

- приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей своего народа;

- развивает в себе такие качества как коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость;

- обогащает свою жизнь новыми социальными связями.

Ожидаемые результаты:

- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;

- сформированность потребности физического самовоспитания.

- воспитание патриотизма, чувства любви к родному краю, стране, гордости за его богатую историю;

- обеспечение готовности к участию в разнообразных формах социально-культурной деятельности;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

- повышение свойств адаптации и социализированности обучающихся;

- формирование гуманистического взгляда на мир, развитию демократических взглядов и убеждений.

Прогнозируемый результат и способы его проверки. Требования к знаниям, умениям, критерии их оценки.

По истечении 1-го года обучения обучающиеся должны:

- знать и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;

– уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);

– иметь представление о правильной постановке корпуса при пении;

- владеть понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики и нижнереберно – диафрагмального дыхания;

- владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;

- стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;

- различать несложные ритмические рисунки;

- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;

- получать навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.

По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;

- знать правила сценодвижения;

-уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

- уметь чисто интонировать в унисоне;

- уметь работать с микрофоном;

- уметь соединять элементарные движения с песней;

- владеть основами громкостной динамики и элементами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания;

- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора, индивидуальной культурой танца;

- устанавливать без затруднений творческие контакты со сверстниками;

После окончания 3-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения:

- знать особенности народного вокала в разных певческих манерах;

-знать законы сцены, сценического мастерства;

- уметь исполнять разноплановые песни;

- уметь подбирать песенный репертуар, согласно возможностям;

- применять пение на опоре;

- владеть элементами двухголосия;

- овладеть процессом дыхания при пении;

- интонировать и владеть голосом в простой тесситуре песен;

- владеть основами вокальной дикции;

- владеть элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни;

- применять мягкую атаку и опережающее слушание;

По истечении 4-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- уметь чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;

- уметь интонировать в простом трехголосии;

- уметь применять знания о сценической культуре;

- владеть основными техниками расширения диапазона голоса;

-выравнивать звучность голоса на всем диапазоне;

-сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;

- сохранять чистоту интонирования при исполнении "а капелла";

- устанавливать контакт со зрителем во время исполнения песни;

- представлять основные аспекты музыкальной культуры.

Особые условия проведения

Дети в коллектив принимаются после предварительного прослушивания.

Материально-техническая база

Аудиозаписи:

-фонотека народных песен различной тематики – аудиокассеты, диски;

-профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);

-фонограммы – «караоке» – 2 диска по 100 песен;

-фонограммы найденные в интернет-сайтах – около 60 песен;

-демонстрационные студийные записи песен;

-аудиозапись распевок и вокальных упражнений.

Видеоматериалы:

-запись конкурсных выступлений воспитанников;

-видеозапись городских и внутриучрежденческих концертов и мероприятий;

-видеоматериалы "мастер-классов";

-видеоклипы с участием солисток студии.

 

Помещение для занятий – площадью 60 кв. м., сцена.

Студия звукозаписи.

Музыкальный инструмент (синтезатор, баян).

Компьютер, магнитофон, микрофоны, видеоплеер, телевизор, другая аппаратура.