- Главная
- Направления
- Техническая
- Робототехника
- Первый шаг в робототехнику
Первый шаг в робототехнику
Программа "Первый шаг в робототехнику" проводится на базе МБОУ "Адамовская основная общеобразовательная школа".
Техническое творчество – мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.
Программа способствует развитию интереса к техническому творчеству. Работа с робототехническими конструкторами позволит детям развить необходимые жизненные навыки, получить дополнительные знания в области механики, физики, информатики.
Разработка, сборка и построение алгоритма работы устройства позволит учащимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, электроники, программирования, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.
С другой стороны, основные принципы конструирования простейших механических, электрических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения более сложного теоретического материала на занятиях.
Даже если ваш ребёнок не планирует стать инженером-робототехником, занятия по программе заложат хорошую основу для успешного будущего.
Педагоги
Коневин Борис Сергеевич
Содержание программы
1. Что такое микроконтроллер?
Знакомство с набором «Амперка», правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, микроконтроллером, с основными этапами разработки устройства. Подсоединения платы Arduino Uno к ПК. Разработка устройства «Мигающий светодиод» модели с использованием платы Arduino Uno. Знакомство с понятиями технологической карты устройства и технического паспорта устройства.
2. Обзор языка программирования Arduino
Знакомство с процедурами setup и loop. Создание чистого листа для написания программы «шаблон». Написание программного кода, и его компиляция. Набор комментария в программном коде. Вызов встроенной процедуры pinMode. Режим OUTPUT. Знакомство с процедурой digitalWrite, delay, величиной HIGH, LOW. Разработка устройства «Мигающий светодиод. Знакомство с азбукой Морзе, разработка устройства «SOS». Заполнение технического паспорта модели.
3. Электронные компоненты
Знакомство с напряжением, током, сопротивлением, макетной доской, мультиметром, резистором, светодиодом, их обозначения на схемах. Построение схемы «Железнодорожный светофор». Разработка устройства «Железнодорожный светофор». Заполнение технического паспорта модели.
4. Ветвление программы
Знакомство с циклом: if, for, while, swith, их конструкции. Запись собственной функции. Модернизация программного кода устройства «SOS». Заполнение технического паспорта устройства.
5. Массивы и пьезоэлементы
Знакомство с массивом, типы данных: int, char. Знакомство с кодировкой ASCII.
Разработка устройства «Мигающий Болтун». Знакомство с пьезоэлементом. Разработка устройства «Писклявый Болтун», с построением схемы подключения пьезоэлемента. Знакомство с процедурой sound, и переменными rate и time. Заполнение технического паспорта устройства.
6. ШИМ и смешение цветов
Знакомство с аналоговым сигналом, ШИМ, частотой, инертностью восприятия. Изучение управление яркостью светодиода. Разработка и построение схемы «Затухающий светодиод». Знакомство с трехцветным светодиодом, его обозначение на схеме. Разработка и построение схемы устройства «Радуга». Заполнение технического паспорта устройства.
7. Сенсоры
Знакомство с камерой, микрофоном, гироскопом, акселерометр. Обмен информацией: аналоговый и цифровой способы передачи. Знакомство с датчиком наклона, схема подключения к Arduino Uno. Разработка и построение схемы устройства «Матрешка». Заполнение технического паспорта устройства.
8. Кнопка – датчик нажатия
Знакомство с датчиком нажатия, обозначение на схеме, принцип работы. Стягивающий резистор. Разработка и построение схемы устройства «Кнопочный выключатель». Заполнение технического паспорта устройства.
9. Переменные резисторы
Знакомство с делителем напряжения, потенциометром, фоторезистором, термистором, обозначение на схеме, принцип работы. Стягивающий резистор. Разработка и построение схемы устройства «Ночная подсветка».
10. Семисегментный индикатор
Знакомство с семисегментным индикатором, обозначение на схеме, принцип работы. Включение индикатора. Разработка и построение схемы устройства «Счетчик до 10».
11. Микросхемы
12. Жидкокристаллические экраны
Знакомство с текстовым дисплеем, выводами LCD – экрана обозначение на схеме, принцип работы.
13. Соединение с компьютером
Знакомство с последовательным портом, параллельным портом. Передача данных с компьютера на Arduino. Разработка и построение схемы устройства «Фраза».
§ 14. Двигатели
Знакомство с постоянными двигателями, шаговые двигатели, серводвигатели, обозначение на схеме, принцип работы. Разработка и построение схемы устройства «Вентилятор».
15. Транзисторы
Знакомство с транзистором, полевой транзистор, биполярный транзистор. обозначение на схеме, принцип работы. Разработка и построение схемы устройства «Неисправный вентилятор». Заполнение технического паспорта устройства. Разработка и построение схемы устройства «Управляемый вентилятор».
16. Сборка мобильного робота
Знакомство с датчиком линии, колесной платформой, мезонинной платой. Разработка и построение робота «Вжик».
17. Езда робота по линии
Модернизация робота «Вжик». Творческая работа
Создание собственного полигона для испытания роботов по их назначению
Разработка собственных моделей
Обсуждение элементов робота, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Составление собственного робота. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита робота. Сравнение моделей. Подведение итогов.
Цели программы
Познакомить учащихся с принципами и методами разработки, конструирования и программирования управляемых робототехнических устройств.
Результат программы
В результате освоения курса программы учащиеся получат знания, умения и навыки:
-этапы проектирования и разработки устройства, источники получения информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- применять знания основ электрических схем и алгоритмизации в творческой и проектной деятельности;
-способы отладки и тестирования разработанного устройства;
-анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
-проектирования и программирования собственных устройств с применением творческого подхода.
- овладеют навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, проектирования и программирования собственного устройства.
-навыки начального технического моделирования, навыки использования таблиц для отображения и анализа данных, навыки построение устройств по чертежам.
-основные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в ходе технического творчества и проектной деятельности;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением в ходе представления своей модели;
- навыки работы с разными источниками информации, подготовки творческих проектов к выставкам.
-основные этапы и принципы совместной работы над проектом, способы распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности:
-основные электронные компоненты набора «Амперка», технические особенности различных электронных компонентов, основы электрических схем; компьютерную среду, включающую в себя язык программирования;
- использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему;
-навыками создания и программирования действующих устройств на основе набора «Амперка», навыками модификации программы, демонстрации технических возможностей устройства.
-конструктивные особенности устройства, технические способы описания конструкции устройства, этапы разработки, конструирования, программирования устройства;
Особые условия проведения
Нет
Материально-техническая база
Кабинет, компьютеры, робототехнические наборы, программное обеспечение