Введение в байкаловедение

Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В., Климентьева Т.Н., Стенина Н.В. «Введение в байкаловедение, 5 класс». Программа спецкурса по байкаловедению для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск. – 2019.

________________________________________________________________________________

Программа "Введение в байкаловедение" (авторы: Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова, Т.Н. Климентьева, Н.В. Стенина)  проводится на базе МБОУ "Адамовская основная общеобразовательная школа"

Важным аспектом устойчивого развития России является формирование экологического мировоззрения у поколения, которое через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в экономическом развитии государства. Озеро Байкал является крупнейшим природным объектом всемирного наследия, природной и социокультурной ценностью, важным звеном в экономическом развитии территории Байкальского региона.

В связи с этим, актуальность программы «Введение в байкаловедение» заключается не только в углублении знаний по географии, биологии и экологии, но и в получении личностных, метапредметных и предметных результатов и формировании региональных ценностных ориентиров, связанных с озером Байкал.

Программа даёт возможность в течение одного года сформировать комплекс теоретических и практических знаний об истории освоения и научных исследований уникальной байкальской природы, особенностях биологического разнообразия и круговорота органического вещества в озере, о проблемах хозяйственной деятельности и способах взаимодействия «чело-век-природа» на Байкале.

Педагоги

Низовцева Ирина Александровна, учитель географии

Расписание

Понедельник, среда, пятница: 15.00-16.40

Содержание программы

1. ЗНАКОМИМСЯ С БАЙКАЛОМ

Общие сведения о Байкале.

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Влияние природы Байкала на творчество ху-дожников, писателей, поэтов, музыкантов. Географические особенности озера Байкал. Общие представления о форме и размерах Байкала. Сравнение Байкала с другими пресноводными озерами Земли. Происхождение географических названий. Байкал как великая ценность для граждан Бурятии, России, всего мира.

2. ЛЕГЕНДЫ О БАЙКАЛЕ

Художественная, историческая, научная ценность легенд. Отражение в легендах знаний о при-родных явлениях, касающихся происхождения Байкала. Сравнение представлений о происхождении Байкала древних и современных людей.

Легенда о Байкале и Ангаре. Легенды о народах Прибайкалья.

3. ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ БАЙКАЛА – 6 часов

Условия, в которых жили и действовали первопроходцы в Сибири и на Байкале. Первооткры-ватели Байкала. Курбат Иванов. Семен Ремезов. Протопоп Аввакум. Николай Милеску Спафарий. Первые описания и карты Байкала. Вклад немецких (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги), польских (Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, И. Д. Черский) и российских (В.Ч. Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий, М.М. Кожов, О.М. Кожова) ученых в исследования Байкала.

4. КТО И КАК ИЗУЧАЕТ БАЙКАЛ

Научные исследования. Изобретения, открытия, патенты. Применение научных знаний на практике на Байкале. Научные организации, изучающие Байкал. Как и для чего изучают климат прошлого на Байкале. Методы изучения и подсчета мелких и микроскопических организмов, рыбы и нерпы на Байкале. Подводные исследования. Дистанционные наблюдения за природой подводного и наземного мира Байкала.

5. ВОДА БАЙКАЛА

Формирование байкальских вод. Притоки. Водный обмен. Характеристики байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Роль живых организмов в поддержании чистоты байкальской воды. Характеристики байкальской воды для питьевых це-лей.

6. КТО В БАЙКАЛЕ ЖИВЕТ

Массовые водоросли и бактерии Байкала. Примеры планктонных водорослей – эндемиков. Примеры донных водорослей – эндемиков. Роль водорослей и бактерий в пищевых цепях обитателей озера. Беспозвоночные животные. Общая характеристика. Участие беспозвоночных в фильтрации воды и переработке органического вещества, оседающего на дно озера. Позвоночные животные. Рыбы. Нерпа. Общая характеристика. Эндемизм. Пищевые цепи в озере Байкал.

7. ЧЕЛОВЕК И БАЙКАЛ

Виды загрязнений и загрязнителей воды, почвы и воздуха. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Основные источники загрязнения на Байкале. Влияние хозяйственной деятельности на природу Байкала и на человека. Правила поведения на Байкале.

Цели программы

Сформировать основы экологического мировоззрения, в котором человек является не центром, а частью природы, через осознание озера Байкал как региональной ценности мирового масштаба.

Результат программы

Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- термины, используемые в курсе;
- имена ведущих ученых-исследователей Байкала и их открытия;
- методы изучения Байкала;
- основные группы животных и растений и эндемиков Байкала, их пищевые связи;
- роль живой и неживой природы в поддержании основных характеристик байкальской воды;
- сущность пищевых взаимосвязей байкальских организмов и круговорота органического вещества в озере Байкал;
- причины возрастания загрязнения окружающей среды и озера Байкал;
- основные правила поведения на Байкале.
Учащиеся должны уметь:
- давать оценку байкальской природы с эстетической точки зрения;
- оценивать роль первопроходцев и ученых в освоении и исследовании озера Байкал;
- характеризовать методы исследований живой и неживой природы Байкала;
- объяснять роль живых организмов в поддержании уникальных характеристик байкальской воды;
- распознавать и описывать крупные группы байкальских водорослей, беспозвоночных и по-звоночных животных;
- определять источники загрязнения и типы загрязнения окружающей среды и озера Байкал;
- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружаю-щей среды;
- соблюдать нормы и правила поведения в природной среде на примере Байкала;
- узнавать на таблицах и рисунках основные виды животных и растений;
- применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятель-ности человека и собственное влияние на природную среду;
- сравнивать биологические объекты и процессы;
-освоить способы самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность ра-боты в группах; проводить самооценку личных учебных достижений;
- освоить приемы исследовательской деятельности и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения терминов, необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
- формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения, сравнения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от-ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- развивать коммуникативные умения, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, уча-стие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Личностные результаты:
8
- применение основных принципов и правил отношения к природе на примере озера Байкал;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
-овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
-сформированность эстетического отношения к природе;
-реализация этических установок по отношению к открытиям, исследованиям и их результа-там;
-сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в об-ласти байкаловедения в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблема-ми, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Учебный кабинет

Учебно-методические материалы:

Кузеванова Е.Н. Введение в байкаловедение 5 класс. Иркутск. – 2019. – 184 с.

Интернет-ресурсы:
«Ассоциация Байкальская экологическая сеть. Материалы для использования в учебном процессе: https://www.facebook.com/groups/619447108260071/?ref=bookmarks
Библиотека НОЦ «Байкал»: http://lake.baikal.ru/ru/library/index.html
Зоологические экскурсии по Байкалу: http://zooex.baikal.ru/
Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru;

http://zapovednoe-podlemorye.ru – сайт ФГБУ ""Объединенная дирекция Баргузинского государственного
природного биосферного заповедника и Забайкальского
национального парка"