- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Прочее
- Спортивный туризм
Рекомендуем посмотреть
Спортивный туризм
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях спортивным туризмом, основана на принципах спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований, передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта каратэ.
В программе представлены такие предметные области, как учебный план, календарный учебный график, теория и методика физической культуры и спорта, общая и специальная физическая подготовка, избранный вид спорта, другие виды спорта и подвижные игры, технико-тактическая и психологическая подготовка, контрольные требования по годам обучения.
Туризм способствуют всестороннему развитию личности ребенка, совершенствуют его интеллектуальное, духовное и физическое начала, способствуют приобретению самостоятельной деятельности.
Но туризм – это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм – с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Туризм – тот вид деятельности, который при разумной организации дает хорошие образовательно-оздоровительные результаты и отвечает возрастным потребностям детей к самоутверждению и самостоятельности.
Педагоги
Аюшеева Дыжид Борисовна, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Программа имеет модульную структуру, позволяющую составлять наиболее удобное планирование в соответствии с нагрузкой тренера-преподавателя, профилем его объединения и личным опытом, а также опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к сложному.
Программа рассчитана на 1 год, направлена совершенствование навыков спортивного туризма и походной деятельности, а так же является подготовкой судейских и инструкторских туристских кадров.
Содержание учебного материала дополняет школьные курсы географии, краеведение, ОБЖ, помогает систематизировать знания, обогащает использованием регионального компонента.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на обучающихся 12-17 лет с использованием индивидуальных маршрутов обучения. Группы формируются разновозрастные.
Занятия может проводиться по следующему расписанию: двухчасовое занятие два-три раза в неделю на базе школы (спортзал или учебный, компьютерный класс, либо полигон). Одно двухчасовое занятие может быть заменено четырехчасовым выездом – раз в две недели или одним восьмичасовым раз в месяц. Итого 6 часов в неделю.
Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно раскрыть содержательную, образовательную и воспитательную суть программы.
Предложенная разработка может быть рекомендована педагогам для использования целиком или выборочно в разных направлениях туристской деятельности при работе с группой дополнительного образования.
Занятия делятся на следующие виды:
· первоначальное изучение материала;
· повторительно-обобщающие;
· комбинированные, включающие в себя все основные звенья процесса обучения;
· практические.
Первые два вида занятий – теоретические. Основной вид занятий – комбинированный. Практические занятия проводятся при отработке упражнений по технике и тактике спортивного туризма. Занятия по первоначальному изучению материала в основном сводятся к его восприятию и осмыслению учащимися. Практические занятия направлены на закрепление знаний, формирование навыков и умений. В конце изучения темы проводятся повторительно-обобщающие занятия, на которых рассматриваются вопросы их взаимосвязи. Логическое единство требует, чтобы и занятия были внутренне связаны. Для этого в начале занятия проводят работу, способствующую усвоению изучаемого материала (повторение предшествующего материала, сообщение цели и учебных вопросов). Полное овладение знаниями, навыками, умениями происходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие – осмысление – закрепление-примененения.
Программа предусматривает проведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.
Формы образовательного процесса включают в себя:
Туристские слеты
Соревнования по спортивному туризму
Походы однодневные, многодневные, выходного дня, экскурсии Общественно-полезная работа
Вечера, праздники, конкурсы Комбинированные старты
Учебно-тренировочные занятия на местности, сборы Тренировки
Проекты
Игры на местности, спортивные игры, ролевые игры Кросс, круговые тренировки
Проигрывание ситуаций
Создание проблемных ситуаций Разбор и планирование маршрутов
Оздоровительные процедуры на воздухе
Игры на лыжах, лыжный кросс, игры на коньках
Туристские сборы, слеты, соревнования являются обязательными формами подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийных содержательных, туристских походов, проверки полученных учащимися умений и навыков.
Вечера, праздники, конкурсы, экскурсии – формы образовательной и досуговой (воспитательной) деятельности. Они помогают приобщать учащихся к интересному общению, товарищеской взаимопомощи, пониманию, терпению, выдержке.
Для улучшения результатов необходимосочетать групповую, в парах (в связках) и индивидуальную формы обучения. Важно применять различные методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, поисковый. Деловая игра, метод проблемных ситуаций – это методы обучения, которые позволяют быстрее и эффективнее освоить учебный материал.
Цели программы
Создание единой туристской группы, способной совершать спортивные путешествия повышенной сложности, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму высокого ранга, в котором каждый максимально реализует и многогранно развивается, как личность.
Результат программы
Отслеживание результатов обучения проводится с помощью контрольных нормативов по туристской технике (вязка узлов, прохождение навесной переправы, параллельных переправ, спуска и подъемов по перилам, постановке палатки, прохождении личной туртехнике). Воспитанники имеют дневники тренировок и карточку спортсмена, где прослеживаются результаты обучения.
Уровень технического мастерства проверяется на областных и всероссийских соревнованиях.
Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении очередных спортивных разрядов. Каждый спортсмен имеет разрядную книжку.
При оценке результатов принимается во внимание способность понимания задания педагога, владение туристской техникой, умение выполнять задания с использованием приобретенных навыков.
В конце 1 и 2 года воспитанники должны совершить походы выходного дня, степенные походы, принять участие в соревнованиях, в туристических слетах, проводимых в городе и области. После 3 года обучения совершить походы выходного дня, степенные походы, категорийный поход, принять участие в первенствах области и всероссийских первенствах по спортивному туризму.