«Зеленый патруль»

Ключевыми понятиями Программы являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:

человек – биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; зна­ние и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;

природа – весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;

культура – особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура – часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;

экология – область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология – теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.

Педагоги

Иванова Оксана Александровна

Содержание программы

Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (70 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

 Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

 Тема 2. Основные понятия экологии (70 ч)

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли – самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. 

Тема 3. Сообщества и экосистемы (72 ч)

Сообщество живых организмов – важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) – организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) – организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) – организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Мировые экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы населенных пунктов. Население и его деятельность как главный компонент экосистемы. Деление населенных пунктов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние окружающей среды на здоровье людей.

 Тема 4. Край, где ты живёшь (72 ч)

Дальневосточный федеральный округ Республика Бурятия, особенности географического положения, территория и границы. Природа края в прошлом. Изменение природы Бурятского региона человеком, его причины. Современный рельеф.

Полезные ископаемые Бурятии. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия Республики. Причины изменения климатических условий и погоды в населенных пунктах (загрязнение воздуха, «роза ветров»). Особенности погоды в Республике (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность. Опасные погодные явления.

Воздух региона, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей. Меры борьбы с загрязнением воздуха в. Роль растений в защите воздуха от загрязнения.

Водные ресурсы, их значение в истории развития столицы. Река Селенга – главная река столицы республики. Озеро Байкал – мировое наследие. Мероприятия по очистке воды в реках и озерах.

Зеленые насаждения. Леса региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей республики. Заповедники и заповедные места– история, богатство видового разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды : снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств окружающей среды. Правила поведения в природе.

Цели программы

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:

– сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем;

– на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы различных населенных пунктах.

– Воспитания у обучающихся бережного, экологически обоснованного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства. Умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

Результат программы

 

Ожидаемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:

 

ОПИСЫВАТЬ:

· грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

· владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

· определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

· уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, бинокулярная лупа, микроскоп.

ОБЪЯСНЯТЬ:

· экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

· изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

· необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

· зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

· анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

· сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

· прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

· планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

· оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

 

Особые условия проведения

дети должны быть привиты от клещевого энцефалита

Материально-техническая база

канцелярия, ученическая мебель, проектор, ПК