Занимательная физика

Физика в общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, а также обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания.

Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов. Это стремление к практической деятельности является эффективным средством развития интереса учащихся к изучению физики.

Программа дополнительного образования направлена на ознакомление учащихся 7-9 классов средней школы с устройством и принципом действия различных физических изобретений, а также бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.

Отличием данной программы является ее ориентирование не только на успевающих учеников (7-9) классов, но и на школьников, которые по ряду причин не могут учиться хорошо. Применение нетрадиционных методов обучения должно привести к возникновению у учащихся интереса к обучению и, как результат, сохранить данный контингент в качестве потенциальных учеников 10-11 классов, а также сформировать интерес к будущей профессии.

Практическая и реферативная работа направлена на приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, работы в сети Интернет, поиск и умение правильно оформлять найденный материал.

Педагоги

Сыренова Сыржидма Бадраевна

Зайганова Валентина Викторовна

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты, редколлегии.

Раздел 2. Механика: Камертон, метроном, бумеранг, блок. Занимательные опыты и фокусы. Наклонная плоскость. Решение задач на расчет КПД, тормозного пути и скорости. Выпуск стенгазеты. КВН.

Раздел 3. Молекулярная физика: Термометр, утюг, холодильник. Экскурсия в котельную школы. Турнир эрудитов

Раздел 4. Электродинамика: Электрофорная машина, лампы накаливания, фары. Гальванический элемент, диод, транзистор. Усилитель, автомат пожарной тревоги. Электробритва, пылесос, микроволновая печь. Микрофон, телефон, магнитофон, диктофон. Радиопередатчик, радиоприемник. Мобильный телефон – польза и вред. Спутниковая система определения координат на земле. Неделя физики

Раздел 5. Оптика: Линзы, построение изображений в тонких линзах. Очки, бинокль, микроскоп, телескоп. Источники света. Их классификация и характеристики. Галогенные лампы. Люминесцентные лампы. Решение задач на расчет силы света различных источников

Раздел 6. Квантовая физика: Осциллограф, телевизор, фотоаппарат, цифровой фотоаппарат. Экскурсия в физиокабинет поликлиники

Раздел 7. Астрономия: Солнце, солнечная активность, магнитные бури. Земля. Луна, Движение и фазы Луны. Затмения Луны и Солнца. Наша Галактика. Астрономические наблюдения.

Цели программы

· Приобщение учащихся к достижениям современной техники;

· повышение мотивации личности к систематическому изучению физики к техническому творчеству;

· приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при подготовке сообщений и выполнении творческих работ;

подготовка к осуществлению осознанного выбора профиля дальнейшего обучения;

Результат программы

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

· правильно пользоваться физической терминологией и символикой;

· работать с дополнительной литературой;

· работать в сети Интернет;

· объяснить принцип действия различных машин, технических приборов;

· работать с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, и другими;

· изготовить простейшие приборы или макеты более сложных приборов;

· наблюдать и анализировать физические явления;

· планировать и выполнять лабораторные работы;

· грамотно записывать результаты измерений с учетом погрешности;

· решать физические задачи;

· использовать полученные знания, умения и навыки для решения задач практической жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

· владеть методами самоконтроля и самооценки;

· уважительно относиться друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений.

Должны быть готовы к осознанному выбору дальнейшего обучения в соответствии со своими интересами и возможностями, к выбору будущей профессии.