- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Образовательная программа по краеведению «Моя Бурятия»
Образовательная программа по краеведению «Моя Бурятия»
Дополнительная общеобразовательная программа краеведческой направленности «Моя Бурятия» имеет ознакомительный уровень и рассчитана на учащихся 2-11 классов. Срок обучения – 3 года.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время многие школы занимаются краеведческой работой и организацией школьных музеев. В нашем регионе, в Тункинском районе большое внимание уделяется развитию исследовательских навыков по краеведению.
Занятия по этой программе помогают учащимся познакомиться с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий, приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и описанию предметов быта и деятельности наших предков, созданию коллекции и экспозиций школьного краеведческого музея, проведению экскурсий.
В ходе музейно-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с основами вспомогательных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: нумизматикой, этнографией, геральдикой, археологией и т.д.
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места региона, района, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей 5-9 классов, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения, даёт учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.
Педагоги
Янданова Туяна Пурбуевна
Бадлуева Дышина Дашеевна
Содержание программы
Раздел 1. "Край, в котором мы живем"
Раздел 2. "Село, в котором я живу"
Раздел 3. "Подготовка экскурсионной группы"
Раздел 4. "История нашей школы"
Раздел 5. "Музейная работа"
Цели программы
Развитие творческих способностей учащихся средствами поисково-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края
Результат программы
· личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.
Особые условия проведения
Форма проведения занятий: групповая, малыми группами, индивидуально.
Методы и формы познавательной деятельности обучающихся
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Материально-техническая база
Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе:
1. Экспонаты школьного музея.
2. Отчёты краеведческих экспедиций, походов.
3. Видеозаписи.
4. Карты, фотографии, альбомы, презентации
5. Материалы интернета.
Технические средства обучения:
1. Фотоаппарат.
2. Ноутбук.
3. Видеопроектор.
4. Брошюратор
5. Ламинатор
6. Экран
7. Печатные и множительные устройства (сканер, принтер и др), в т.ч. для цветной печати