творческое объединение «Белая ладья»

Актуальность: проблема интеллектуального развития детей становится приоритетной задачей современного образования, одним из способов решения выступает «шахматный кружок». Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Игра в шахматы воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление и как следствие помогает в освоении математических и технических наук.

Новизна предполагает: освоение данной программы с использованием новейших компьютерных приложения: «ChessCoach», программа рассчитана на привлечение детей с помощью тематической коллекции шахматных головоломок.

Педагоги

Куркутова Ирина Сергеевна

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие:

Теория:Введение в программу "Шахматы. Знакомство с шахматной доской и фигурами. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице.

Практика: пробирование ходов на шахматной доске

Оборудование:шахматная доска, шахматные фигуры.

Раздел 2. Первый модуль "Базовый"

История происхождения шахмат:

Теория: Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира. Шахматные разряды.Основные правила игры в шахматы: ходы шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.Основные стратегические приёмы в шахматах:индивидуальные особенности каждой шахматной фигуры. Принципы и способы ведения шахматной партии. Шах и мат одной фигурой: изучение постановки шаха и мата одной фигурой. Шах и мат двумя фигурами: изучение постановки шаха и мата двумя фигурами. Проходная пешка: изучение основ эндшпиля, превращение пешки в фигуру.

Практика: закрепление изученного материала на шахматной доске, пробирование ходов, внутригрупповые турниры.

Оборудование: шахматная доска, шахматные фигуры.

Итоговое занятие:сеанс одновременной игры.

Раздел 2. Второй модуль "Углубленный«

Теория:Изучение системы условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии.Правила игры с шахматными часами, изучение системы шахматного времени, контроль времени, цейтнот.Шахматная стратегия: изучение постановки вилки, связки, мельницы.Изучение шахматных партий. Открытый дебют: Защита двух коней (вариации).

Практика: запись условных обозначений шахматной партии, практическая игра с шахматными часами; пробирование тактики постановки и выхода из вилки, связки, мельницы, введение элементов в шахматную партию.

Оборудование:шахматная доска, шахматные фигуры, блокнот шахматиста, ручка, шахматные часы.

Итоговое занятие: сеанс одновременной игры.

Раздел 9. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера. Участие в соревнованиях: Ежегодные соревнования по шахматам «Новогодний карнавал 2021», соревнования, посвященные Дню Защитника отечества, соревнование по шахматам, посвященное "Дню Победы в ВОВ«.

Участие в Чемпионате Кяхтинского района 2022 г. по шахматам.

Урок-беседа «Как великие полководцы играли в шахматы» ко Дню рождения Маршала СССР Г.К. Жукова.

Урок-беседа «Как великие полководцы играли в шахматы» ко Дню рождения Маршала СССР К.К. Рокоссовского.

Встреча с ведущими спортсменами шахматистами Кяхтинского района.

Турпоход с проведением игры на природе "Шахматы на природе".

Цели программы

Цель программы: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Результат программы

1 год обучения.

Предметные

- освоение правил и тактических приемов, стратегии шахматной игры;

- владение шахматной нотацией и умение играть с шахматными часами;

- освоение навыков нападения и защиты; закономерности фигур в начале партии;

- умение использовать законы элементарного эндшпиля, законы изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии, ошибки противника.

Метапредметные

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель, планировать достижение этой цели;

- формирование умениясоотносить цели с возможностями;

- развитие навыков определения шагов решения задач и определения временных рамок;

- развитие навыков поиска ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

- формирование умений построения логической цепи рассуждений,

- развитиеумения обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);

Личностные

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Материально-техническая база

Для работы имеется просторный, светлый класс, отвечающий нормам СанПин, оборудование на группу из 12 обучающихся для осуществления обучения вдостаточном объеме:

- комплекты шахматных фигур – 6 шт.

- шахматные доски – 6 шт.

- демонстрационная доска – 1 шт.

- учебная шахматная доска – 6 шт.

- шахматные часы – 6 шт.

- компьютер –1 шт.

- компьютерные обучающие программы «ChessCoach», "ChessGuess".