Музееведение

Дополнительная образовательная программа «Музееведение» рассчитана на учащихся 10-15 лет. Время освоения программы 1 год, общее количество часов по программе: 144 часа. Режим занятий : занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Набор детей в группу осуществляется без предварительного отбора, принимаются все желающие. Количество детей в группе-20 человек. Занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея.

Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, села и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.

Педагоги

Ащенкова Алёна Леонидовна
Тюменцева Светлана Александровна

Содержание программы

Содержание программы

1. Школьный музей.

Школьный музей в системе образования. Основные признаки школь­ного музея. Его специфика и функции. Школьный музей – отечественный феномен. Роль и место музея в образователь­ном учреждении.. Музей в современном мире. Тип и профиль музея. Понятие о музейном предме­те. Классификация музейных предметов. Музейная терминология.

Какой музей нужен школе? Школьный музей в музей­ной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея государствен­ного. Вчера – школьный, завтра – государственный. Нормативная база. «Положение о школьном музее». Паспортизация школьных музеев. Совет и актив школьного музея. Детское самоуправление. Распределе­ние обязанностей в совете музея. Планирование работы.

Практические занятия

Работа с документацией школьного музея.

2. Поисково-исследовательская работа в музее

Музей – хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельно­сти: семья, школа, родной край. Специфика края и профиль музея. Историко-крае­ведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографи­ческие, памятники архитектуры и искусства и др. Формы работы: переписка, встреча, обследование, экскурсия, поход, экспедиция и др. Исследовательские методы: наблюдение, анкетирова­ние, опрос, беседа и др. Связь направлений краеведческой деятельности а) с профилем музея; б) с изучением собственных предметов и коллекций; с иными исследованиями (педагогическими, социологическими и др.). Результаты краеведческой деятельности: отчеты, рефераты, доклады, исследовательские работы, конференции, выставки, мероприятия и др.

Практические занятия

Работа с источниками. Участие в краеведческой работе. Анкетирование, интервьюирование. Оформление тетрадей для воспоминаний, папок. Подготовка рефератов, докладов и др.

3. Музейные фонды и работа с ними

Понятие о фондах музея. Состав (структура) фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный фонд. Обменный, дублетный фонды. Учетная документация школьного музея. Книга поступлений – основной доку­мент учета музейных предметов. Картотеки, их разновидности. Акты при­ема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Требования к помещению. Практические занятия

Работа с фондами школьного музея. Заполнение музейной документации. 

4. Экспозиционно-выставочная работа

Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный замысел экспозиции. Экспозиция – коллективный труд. Методы построения экспозиции. Порядок организации экспозиции: изу­чение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно-художественного проекта, изготовление обору­дования, текстов, монтаж и оформление. Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка. Возможности организа­ции экспозиции и выставки в условиях школы.

Практические занятия

Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с экспо­зициями и выставками. Участие в работе по созданию экспозиции, вы­ставки.

5. Культурно-образовательная деятельность музея

Аудитория школьного музея: учащиеся образовательного учреждения, жители района, гости. Работа с организованными группами и случайными посетителями. Формы массо­вой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник и др. Экскурсия. Виды экскурсий. Об­зорная экскурсия. Методика подготовки экскурсии. Работа с литературой и источниками. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Сочетание рас­сказа и показа. «Портфель» экскурсовода. Способы активизации работы с аудиторией: листы и тетради-задания, театрализованные экскурсии, иг­ры, спектакли и др.

Практические занятия

Посещение государственных музеев. Знакомство с массо­вой и экскурсионной работой музеев. Встречи с сотрудниками музеев, экс­курсоводами. Составление текста экскурсии, сценария занятия, праздника. Проведение экскурсий.

6. Хранение

Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Всё ли может сохранить школьный музей? «Хранить запрещено!» Режим хранения. Световой, температурный, температурно-влажностный режимы хранения. Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках.

Практические занятия.

Хранение предметов в фондах. Составление карто­чек и заполнение книг. Работа со словарями и справочниками

7. Творческая работа

Планирование, подготовка и представление в творческих работах, конкурсах, мероприятиях.

Практическая работа.

Участие в конкурсах «Знакомьтесь, наш музей!», научно-исследовательских работах, фотографий и пр.

Цели программы

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Результат программы

К концу учебного года обучающиеся приобретут следующие знания и умения:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории своего поселка, района, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наше село, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Материально-техническая база

Описание технического оснащения занятий. наглядные пособия и т.д

1.Помещение:

§ музей.

2. Приборы и оборудование:

§ Фотоаппарат;

§ Видеокамера.

§ Мультимедиа;

§ Экспонаты музея;

3.Канцелярские товары:

§ Тетради;

§ Альбомы;

§ Тетради;

§ Ручки, карандаши.