Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музеевед»

Дополнительная образовательная программа «Юный музеевед" рассчитана на учащихся 9-13 лет. Время освоения программы 1 год, общее количество часов по программе: 144 часа. Режим занятий : занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.  Количество детей в группе-30 человек. Занятия проводятся на базе школьного краеведческого музея.

Музей -это посредник между прошлым и будущим. Благодаря познанию музея, его экспонатов, дети приобретают теоретические и практические навыки в области истории, культуры, музейного дела.

Значительное число занятий будет направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. В процессе обучения дети получат умения в проведении экскурсии и развитие навыков ораторского искусства.

 

Педагоги

Ябжанова Дарья Дамбиевна,

педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.
Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно – общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в музеях образовательных учреждений.
2. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного музея.
3. Экскурсия в музей национального парка "Тункинский".

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами
Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века).
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху (святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамер...). Естественно – научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.


5. История музейного дела в России. Коллекционирование.
Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт – Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.
Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи...


7. Экскурсия в музей.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами
Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.


8. Фонды музея. Работа с фондами.
Понятие «фонды музея». Какую функцию они выполняют. Работа с фондами.


9. Музейная экспозиция и её виды.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном музее. Обновление экспозиций. Экспозиция в Музее. Экспонаты Музея.

10. Экскурсия в музей. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.
Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

11. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.
Понятие поисково-исследовательской, научной, деятельности музея.

Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история).

12. Выставочная деятельность музея.
Понятие выставочной деятельности музея. Выставка найденных экспонатов.

Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки.


13.  Культурно-образовательная деятельность музея.
Понятие культурно – образовательной деятельности музея.

Каждый учащийся кружка «Юный музеевед» готовит план экскурсии по Музею Кошки «Коготок». Пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства

14. Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.
Понятие научно – исследовательской и поисковой деятельности музея.

Практика: Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов музея.

15. Экскурсия в музей. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.
Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

16. Организация исследовательской работы.
Формы выполнения исследований: индивидуальные, коллективные, групповые. Права и обязанности исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

17. Подготовка и проведение итогового мероприятия.
Интеллектуально-познавательная олимпиада по музееведению.

Цели программы

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Результат программы

По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

 

Материально-техническая база

Описание технического оснащения занятий. наглядные пособия и т.д

1.Помещение:

§ музей.

2. Приборы и оборудование:

§ Фотоаппарат;

§ Мультимедиа;

§ Экспонаты музея;

3.Канцелярские товары:

§ Тетради;

§ Альбомы;

§ Тетради;

§ Ручки, карандаши.