Кружок «Краеведение»

Основу содержания программы «Краеведение» составляет история нашей мало родины Республики Бурятия и Тункинского района.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Дети не только самостоятельно изучают особенности своей местности, быт, культуру народов с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Педагоги

Якшеев Виктор Витальевич, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство детей с планом работы д/о «Краеведение», с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать воспитанники. Приборы, материалы, техника безопасности, знакомство с инструментами.

 Раздел 2. Историческое краеведение.

Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Музеи.

Практика: знакомство с краеведческими объектами. Фотографирование, зарисовки. Экскурсии в школьный и городской музеи, музей народного образования.

Раздел 3. Экскурсии по селу Кырен. Наука о крае.

Теория: Знакомство воспитанников с науками о крае. Видеоэкскурсия по Тункинскому району. Знакомство с улицами, учебными заведениями и спортивными сооружениями.

Практика: практические занятия «Рисуем наше село» с использование природного материала.

Раздел 4. Изучение археологического наследия.

Теория: Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты. Их изучение и охрана.

Практика: знакомство с археологическими объектами, изучение атласа Бурятии, изготовление наглядных пособий.

Раздел 5. История образования нашего края.

Теория: Край родной Бурятия. История становление и образования республики.

Практика: изучение атласа Бурятии, изготовление наглядных пособий.

Раздел 6. История заселения и освоения Республики Бурятия. Народы заселяющие территорию республики.

Теория: История заселения и освоения Республики Бурятия. Народы заселяющие территорию республики.

Практика: экскурсии в музей.

Раздел 7. Памятники культуры.

Теория: Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Архитектурные памятники прошлого родного края. Творчество народа. Охрана памятников культуры.

Практика: знакомство с памятниками культуры Республики Бурятия их зарисовка.

Раздел 8. Изучение родного края.

Теория: Семья. Традиционная крестьянская семья. Взаимоотношения в семье. Вещевой ряд: подлинные предметы интерьера крестьянской избы. Территории и границы Тункинского района. Рельеф и природные условия.

Практика: оформление и защита проекта «Генеалогическое древо». Знакомство с памятными местами района. Фотографирование и зарисовки. Изучение рельефа местности. Встречи с представителями науки и культуры.

Раздел 9. Военно-патриотическое наследие.

Теория: Знатные земляки – герои войны и труда. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость

Практика: Встречи с ветеранами войны и труда. Фотографирование и зарисовка.

Раздел 10. Туристические возможности нашего края.

Теория: Географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, растительный мир. Экскурсионные объекты.

Практика: работа со справочными материалами. Экскурсии.

Раздел 11. Итоговое занятие.

Практика: отчетная выставка работ. Подведение итогов работы за учебный период. Учет результатов.

Цели программы

Создание условий для активной деятельности подростков, основанной на принципах добровольности, самостоятельности, способствующей развитию личностного потенциала ребенка, его духовно-нравственных качеств, инициативности, активной гражданской позиции.

Результат программы

Изучение курса способствует:

  • формированию у детей позиции человека-гражданина, интрегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование;
  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края. своего села и семьи;
  • формированию экологических знаний обучающихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.

 

Материально-техническая база

Для поддержания постоянного интереса обучающихся на занятиях используются видео и фотопрезентации,документальные фильмы, мультфильмы, фотовыставки, создание и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов, что дает возможность детям самим проявлять творчество. Тематика занятий строится с учетом интереса обучающихся, их возможностей и желаний.

Оснащение учебного кабинета:

  • тематическое оформление кабинета;
  • библиотека с методической, историко-краеведческой и туристической литературой;
  • видеотека;
  • фотоальбомы по краеведению, туризму и спорту;
  • стенды;
  • дидактический материал.