«Эколята – дошколята»

Программа внеурочной деятельности «Эколята – дошколята» предназначена для формирования экологических знаний учащихся на краеведческой основе, направлена на организацию внеурочной деятельности по развитию экологического образования и воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления.

Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: городе, поселке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учетом законов самой природы. Предпосылка для экологического образования человека должна быть создана с первых лет жизни.

Психологи и педагоги утверждают: маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с детства – в семье и в школе.

 

Педагоги

1. Бабец Юлия Александровна, п.д.о. ГБУ ДО "РЭБЦ"

2. Аксёнова Виктория Сергеевна, п.д.о. ГБУ ДО "РЭБЦ"

 

Содержание программы

Раздел 1. Тайны за горизонтом 10 ч.

Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус – модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Пере­мещение солнца на небосводе. Обобщение пройденного мероприятия.

Раздел 2. Загадка смены времен года 10ч.

Загадки. Год и времена года. 2ч.

Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. История происхождения названий дней недели. Названия месяцев на Руси.

Раздел 3. Загадки круговорота воды в природе 12ч.

Наблюдение в природе за водой. Загадки о состояниях воды. Природа дождевого облака. Природа снежного облака. Вода – это жизнь. Воды горных рек. Природные родники РБ и их охрана.

Раздел 4. Загадки под водой и под землей 12ч.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. Байкальские жители. Ис­тория открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса»; жизнь в темных глубинах океанов и морей. Моря и океаны будущего.

Раздел 5. Условия, в которых мы живем 14ч.

Солнце – источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Неблагоприятные и необычные явления природы. Неблагоприятное влияние человека на окружающую среду. Сортировка твердых бытовых отходов.

Раздел 6. Тайны круговорота веществ в природе 13ч.

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа нашего региона. Цепи питания. Обитатели почвы. Экскурсия в РЭБЦ. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе.

Раздел 7. Загадки растений 8ч.

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Ролевая игра «Сказка о цветке-недотроге». Образование плода. Много­образие плодов.

Раздел 8. Планета насекомых 11ч.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан – самый круп­ный жук. Бабочки. Совка-агриппа – самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Раздел 9. Кто и как живет рядом с нами 31ч.

Многообразие цветущих и не цветущих растений. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике – что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Грибы – удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы – плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообра­зие животных. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы – что мы знаем о них. Почему лягушка – земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы – пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы. Как помочь пти­цам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Корм­ление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

Раздел 10. Экотропа 9ч.

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Экология – наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

Раздел 11. Моя малая Родина 15ч.

Моя малая родина – Бурятия. Растительный мир нашего леса. Съедобные и ядовитые грибы РБ. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения родного края. Красная книга. Животный мир. Краснокнижные животные. Сокращение видов. Пернатые друзья за окном. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Республики Бурятия. ООПТ. Охранять природу – значит охранять здо­ровье.

 

 

 

 

Цели программы

Формирование экологического мышления на основе понимания причин и взаимосвязей в окружающей природе и на конкретных примерах своего региона. Чтобы дети самостоятельно научились обращать внимание на внешние элементы окружающей среды, которые влияют на их здоровье, сформировать желание бережного отношения к природе, понимания взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

Результат программы

В процессе изучения данной общеобразовательной программы, обучающиеся должны: получить теоретические знания в области экологии, освоить практические навыки измерения различных показаний окружающей среды, наблюдения за процессами, протекающими в природе, создания исследовательских проектов. При этом ученики будут получать положительные эмоции от процесса обучения, а наградой послужат дипломы, грамоты, благодарности от участия в выставках и конкурсах.

Освоение программы обеспечивает достижение следующих результатов

личностных:

· осознавать единство окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

· воспитывать личностный рост ребенка;

· культуру общения;

· бережное отношение к природе;

· формировать активную жизненную позицию;

· постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 

предметных:

· осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества: (определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы);

· формирование представления о природе как развивающейся системе: (рассматривать биологические процессы в развитии; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение);

· освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии: (использовать биологические знания в быту; объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека);

· овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни: (понимать смысл простых экологических терминов; характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;

· овладение основами здорового образа жизни: (использовать знания при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые организмы своей местности).

 

Особые условия проведения

Предлагаемая программа может быть реализована только на общекультурном (ознакомительном) уровне. Предполагает, что обучающиеся имеют начальные естественнонаучные знания, только в области окружающего мира. Рекомендуемый возраст детей – 4-6 лет.

Материально-техническая база

Кабинет для проведения групповых занятий с постоянным составом учащихся. Учебная и научная литература, наглядные пособия, демонстрационный материал, творческие работы учащихся. Телевизор, ноутбук (проектор), материалы для творчества (краски, альбомы, пластилин, кисти, клей, ластики, карандаши, цветная бумага, ножницы и пр.).