ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH

Обоснование необходимости реализации программы

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; при решении практических и жизненных задач. Программа «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH» позволяет создавать собственные программы для решения конкретной задачи. Это является отличительной особенностью данной программы.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования.

Следует иметь в виду, что возрастные особенности школьника среднего возраста не позволяют полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. Раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки. В будущем они станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Организация научно-познавательной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента я вижу среду программирования Scratch.

Предлагаемый курс по информатике в 5 – 9 классах «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ SCRATCH» является отличной средой для проектной деятельности. В ней есть все необходимое:

ü графический редактор для создания и модификации визуальных объектов;

ü библиотека готовых графических объектов (некоторые из них содержат наборы скриптов);

ü библиотека звуков и музыкальных фрагментов;

ü большое количество примеров.

Scratch является отличным инструментом для организации научно-познавательной деятельности школьника благодаря нескольким факторам:

- эта программная среда легка в освоении и понятна школьникам, но при этом – она позволяет составлять сложные программы;

- эта программа позволяет заниматься и программированием, и созданием творческих проектов;

- вокруг Scratch сложилось активное, творческое международное сообщество.

Язык Scratch особенно интересен для начального уровня изучения программирования (5-6 классы), но этот же язык может быть использован для изучения программирования на продвинутом уровне (7-9 классы). Обучение основам программирования в этой среде наиболее эффективно при выполнении небольших (поначалу) проектов. При этом естественным образом ученик овладевает интерфейсом новой для него среды, постепенно углубляясь как в возможности Scratch, так и в идеи собственно программирования. Базовый проект един для всех учеников и выполняется совместно с учителем. Затем предлагаются возможные направления развития базового проекта, которые у разных учеников могут быть различными.

При создании сложных проектов ученик не просто освоит азы программирования, но и познакомится с полным циклом разработки программы, начиная с этапа описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой.

Scratch не просто среда для программирования, через неё можно выйти на многие другие темы школьной информатики. Создавая свои собственные игры и мультфильмы, дети научатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи. Чтобы оформить это, нужно поработать в текстовом редакторе. Потом надо нарисовать героя, окружение. Разработать алгоритм действий героя, алгоритмы его реакций на события. Надо будет озвучить героя и события (записать, обработать звук). Важно и то, что ребёнок имеет возможность поделиться результатами своего творчества с друзьями или другими пользователями: кнопка для размещения созданного проекта в Сети находится непосредственно в программе.

Педагоги

Темников Максим Иннокентьевич, учитель информатики
Темникова Елена Леонидовна, учитель английского языка, первая категория

Содержание программы

5-6 класс

Раздел 1. Знакомьтесь, Scratch.
Раздел 2. Говорим с компьютером на Scratch языке.
Раздел 3. «Живые» рисунки и интерактивные истории.
Раздел 4. Творческое программирование.
7-9 класс

Учебно-тематическое планирование (первый год обучения)

Раздел 1. Занимательная Scratch-математика.
Раздел 2. Лаборатория обучающих игр.
Раздел 3. Музыкальная магия чисел.
Раздел 4. Свободное проектирование.
Знакомьтесь, Scratch.
Говорим с компьютером на Scratch-языке.
"Живые" рисунки и интерактивные истории.
Итоговый проект.

Учебно-тематическое планирование (второй год обучения)

"Живые" рисунки и интерактивные истории.
Творческое программирование.
Итоговый проект.

Цели программы

Цели изучения программы:

Основной целью программы является обучение программированию через создание творческих проектов по информатике. Курс развивает творческие способности учащихся, а также закладывает пропедевтику наиболее значимых тем курса информатики и позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах по математике и информатике.

Результат программы

Метапредметные:

· планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

· прогнозирование – предвосхищение результата;

· контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

· оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

· поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

· структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Предметные:

· умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

· умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч;

· умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

· овладение понятиями класс, объект, обработка событий;

· умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

· умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч;

· умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;

· навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

 

Материально-техническая база

Компьютер (системный блок, монитор, манипулятор мышь, клавиатура) – 15 штук.

Стол ученический двухместный, регулируемый по высоте

Стул ученический регулируемый по высоте

Интерактивная доска с выходом в интернет