Художественная гимнастика «Первые шаги».

Новизна и отличительные особенности программы в том, что она ориентирована не только на выполнение спортивных разрядов и участие в соревнованиях, а, прежде всего, направлена на достижение личностного успеха обучающихся, их социальной адаптации в обществе, а также на развитие физических и моральных качеств ребенка; создание коллектива с программой показательных эстрадно-спортивных номеров, способного выступать на различных площадках (конкурсы, фестивали, концерты) разного уровня.

Изучение элементов художественной гимнастики проводится в режиме избирательности с учетом физических способностей каждого конкретного ребенка к элементам данного вида спорта.

Такой педагогический подход дает возможность заниматься художественной гимнастикой «неперспективным» с точки зрения спортивных школ.

Педагоги

Чагдурова Наталья Александровна педагог дополнительного образования высшей категории, почётный работник общего образования РФ;

Богатых Светлана Григорьевна педагог дополнительного образования высшей категории;

Ефремова Елена Сергеевна педагог дополнительного образования первой категории.

 

Содержание программы

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
(ПРЕДМЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ)


Основные понятия курса 1-го года обучения:
Теоретический раздел.
Тема № 1: Введение в образовательную программу
Тема № 2: Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале
Тема № 3: Основы терминологии. Названия стоек, прыжков, поворотов, шагов.
Тема № 4: Сочетание физических упражнений с режимом дня и закаливанием с помощью солнца, воздуха и воды.

Физические упражнения и полезные навыки; Утренняя гимнастика; Закаливание в режиме дня; Форма одежды и обуви; Режим питания, сна, отдыха и восстанавливающих процедур.


Практическая подготовка:


Тема № 1: Строевые упражнения. Шаги и статические позы: Построения и перестроения Передвижения по залу: в обход, змейкой, противоходом, по диагонали, бег, стилизованный бег, приставной шаг, бег, высоко поднимая бедро, шаг галопа, шаг польки.

 
Тема № 2: Общеразвивающие упражнения. Упражнения для голеностопного сустава; Упражнения для верхних конечностей, шеи и туловища; Упражнения на гибкость и силу (махи, круговые движения, упражнения на растягивание); Упражнения в партере; Прыжки и их разновидности.


Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободного передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.


Тема № 1: Базовые технические упражнения. Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки; Упражнения для правильной постановки рук и ног; Маховые, круговые, пружинящие движения; Упражнения в равновесии; Акробатические упражнения.


Тема № 2: Специальные технические упражнения: Равновесия на двух ногах, на одной, равновесие у опоры; Вращения – на двух, одной, скрестные повороты.


Упражнения с мячом: (средний мяч) – махи во всех направлениях, круги, передачи, отбивы (однократные, многократные, со сменой ритма), броски и ловли, перекаты и их разновидности; Упражнения со скакалкой: (по росту гимнастки)- способы держания скакалки, качания, махи одной рукой и двумя, круги скакалки (в одной и двух руках), вращения (вперед, назад, скрестно вперед- назад, двойное), броски и ловли, передачи, «мельницы»;
Музыкально- двигательное обучение (воспроизведение характера музыки через движение, музыкальные игры, танцы, музыкально- двигательные задания); Упражнения для развития гибкости (растяжка, наклоны, расслабления); Упражнения для развития ловкости: короткие подвижные игры с предметом, в сочетании с бегом, бросками, лазаньем; Упражнения для развития общей выносливости: бег в умеренном темпе от 100 до 500 м, общеразвивающие упражнения, выполняемые поточным методом в течение 5-6 минут.


Формы контроля.
Показательные выступления перед родителями на родительских собраниях (2 раза в год), участие воспитанниц в показательных выступлениях на открытых уроках для родителей.


Основные понятия курса 2-го года обучения:
Теоретический раздел.
Тема № 1: Введение в образовательную программу
Тема № 2: Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале
Тема № 3: Основы терминологии. Названия стоек, прыжков, поворотов, шагов.
Тема № 4: Сочетание физических упражнений с режимом дня и закаливанием с помощью солнца, воздуха и воды. Физические упражнения и полезные навыки; Утренняя гимнастика; Закаливание в режиме дня; Форма одежды и обуви; Режим питания, сна, отдыха и восстанавливающих процедур.

Практическая подготовка:
Повторение совершенствования упражнений и положений, изученных базовых навыков.
1. Стойка ноги врозь (широкая, узкая); скрестная стойка; стойка на одном колене.
2. Положение сидя: сед углом, ноги врозь; сед на бедре.
3. Упоры: лежа, сидя.
4. Положения рук: промежуточные положения рук, руки скрестно.


Общеразвивающие упражнения


1. Для рук и плечевого пояса: движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; махи руками; последовательное расслабление рук (кисть, предплечье, плечо); круги руками.
2. Для мышц туловища и ног: медленное поднимание и опускание ног в разных направлениях ; махи ногами, сгибание и разгибание ступней.
3. Упражнения на гимнастической скамейке: ходьба по скамейке, прыжки из положения ноги врозь над скамейкой, сгибание и разгибание рук из упора на скамейку. Упражнения на гимнастической стенке: поднимание и опускание согнутых и прямых ног из виса спиной к стенке: наклоны вперед лежа на спине зацепившись за нижнюю рейку гимнастической стенки.

Специальная физическая подготовка


1. Гибкость: глубокие наклоны вперед, в сторону, назад из различных положений; мосты.шпагаты с опоры; поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью рук, в сочетании с самостоятельным удержанием ноги: махи.
2. Скоростно-силовые качества: пружинный шаг, пружинный бег, прыжки из глубокого приседа; прыжки через скакалку за минимальное время с двойным вращением.
3. Равновесие: ходьба на носках с одновременным движением головой, руками; остановка в стойку на носках после выполнения элемента; равновесие на одной ноге на всей ступне, на полупальцах, у опоры, на середине зала.
Техническая подготовка
а) Беспредметная:
1. Различные соединения из ранее пройденных шагов и разновидностей бега: перекатный, пружинный шаг и бег. Бег с изменением направления.
2. Совершенствование базовых навыков на простейших упражнениях без предмета
3. Волны руками с отстающей кистью; с постепенным увеличением или уменьшением амплитуды; волна телом из круглого полуприседа вперед, боковая волна взмахи руками.
б) С предметами
1. Освоение базовых навыков на простейших упражнениях с предметом.
2. Привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой.
3.Освоение простейших подготовительных и подводящих базовых элементов с предметами.
Упражнения со скакалкой:
1. Махи, качания скакалкой в разных плоскостях двумя, одной руками; круги, вращения вперед, назад.
2. Прыжки через скакалку; простейшие переброски.
Упражнения с обручем:
1. Хваты обруча, повороты обруча в различных плоскостях стоя на месте.
2. Перекаты обруча по полу; вращения обруча одной, двумя руками, то же с пружинными ногами.
Упражнения с мячом:
1. Перекаты мяча вперед, в сторону, назад по полу из различных положений, в различных построениях
2. Броски мяча вверх и ловля после отбива об пол; броски мяча из одной руки другую перед собой; броски мяча поочередно правой, левой рукой: невысокие броски и ловля мяча двумя руками или одной.
3. Броски мяча и ловля после движения
4. Полувосьмерки.


Форма контроля:
Выступления на соревнованиях по программе II юношеского разряда, упражнение без предмета; выполнение разрядных нормативов







Цели программы

Приобщение детей к культуре здорового образа жизни в триединстве здоровье интеллекта, здоровье души, здоровье тела.

Результат программы

1. Знать требования к техники безопасности на занятиях художественной гимнастики;

2. Знать требования к спортивному инвентарю (скакалка, обруч, мяч)

3. Знать о режиме дня, закаливании организма и соблюдение правил гигиены

4. Знать терминологию прыжков, поворотов, равновесий по программе 1-го года обучения

5.Уметь садиться на «шпагат» (правый, левый, поперечный)

6. Уметь выполнить «мост» стоя

7. Уметь выполнять «выкруты» плечевого сустава

8. Уметь выполнять двойные прыжки со скакалкой

9. Знать и уметь самостоятельно выполнить упражнение без предмета.

Особые условия проведения

Программа адресована учащимся от 7 до 9 лет прошедшим обучение основам художественной гимнастики в подготовительных группах при наличии медицинской справки.

Материально-техническая база

- аудио материалы с фонограммами;

- DVD материалы с записями соревнований, сборов

- DVD материалы и видео материалы с записями известных гимнасток и чемпионок мира по художественной гимнастике.

Для успешной реализации программы нужно материально-техническое обеспечение:

- Ковровое покрытие 13*13

- Шведская стенка

- хореографический станок

- музыкальный центр

- предметы художественной гимнастики (скакалка, обруч, мяч)

- тренировочная форма.