Образы
Большинство детей очень любят ходить в театр, воспринимают посещение спектакля как праздник, и долго потом переживают увиденное. Конечно, это относится не ко всем детям, исключения бывают, хотя и редко. В возрасте от 2 до 14 лет дети относится ко всему в жизни одинаково серьезно – или одинаково несерьезно. Как к игре. Игра для ребенка этого возраста – естественное продолжение жизни. Он не разделяет воображаемое, символическое и реальное. В игре ребенок живет, в игре развивается, постигает жизнь и формирует базовую систему ценностей. Все, впечатлившее его в реальной жизни, малыш потом проигрывает на разные лады в своих играх, и такое постепенное освоение ситуации позволяет ему выкристаллизовывать нравственные основы личности. Ребенок развивается как личность, когда осваивает взрослый мир доступным ему образом – в игре. Поэтому дети играют в дочки-матери, в профессии, поэтому повторяют в игре ситуации, увиденные или прожитые в реальной жизни. Игра позволяет взглянуть на мир с разных сторон, из разных ролей, примерить на себя и свое формирующееся мироощущение те или иные стороны конфликта или отношений. Играя, ребенок формирует основы своего мировоззрения, определяется как член социума. Театр позволяет проживать роли "почти по-настоящему". Дети на спектаклях реагируют на происходящее на сцене очень эмоционально, искренне. Они стремятся предупредить положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, ликуют, когда все заканчивается хорошо. В этот момент и происходит кристаллизация базовых этических понятий. Еще более яркими становятся впечатления ребенка, если он сам принимает участие в игре. Детям играть легко. Игра для ребенка – естественное состояние, не требующее напряжения, не знающее комплексов. Играя, дети раскрываются, творчески и эмоционально развиваются, совершенствуют коммуникативные навыки. Дети, занимающиеся в театральных кружках, более дисциплинированны и ответственны. По сравнению с ровесниками у них лучше развита логика и речь, они более связно и образно мыслят, легко находят общий язык с людьми, более открыты для общения и обучения, отличаются целеустремленностью и инициативностью. Часто все это оказывается связано и с более высокой успеваемостью в школе, а в дальнейшем – и с успешным карьерным ростом.Не лишайте ребенка радости общения с театром. Начать знакомиться с волшебством театрального искусства можно прямо сегодня и сейчас, записавшись в театр-студию "Образы" (МБОУ Иройская СОШ).
преподаватели
Абидуева Арюна Нарановна
Содержание программы
Блок I. Вводное занятие. Начальная диагностика.
Блок II. Актерское мастерство.
Тема 1. Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.
Тема 2. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.
Тема 3. Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.
Тема 4. Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.
Тема 5. Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.
Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Тема 7. Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.
Тема 8. Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.
Тема 9. Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.
Блок III. Сценическая речь.
Тема 1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
Тема 2. Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.
Тема 3. Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.
Тема 4. Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.
Тема 5. Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.
Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.
Блок IV. Сценическое движение.
Тема 1. «Фехтование». Предлагаемые упражнения учат навыкам фехтования, что может быть использовано в спектакле и помогает выработать осанку и раскрепощение мышц.
Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
Тема 3. «Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Тема 4. Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.
Блок V. История театра.
Тема 1. Скоморошье царство. История возникновения театра на Руси.
Тема 2. Театральные профессии. Познакомить детей с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими.
Тема 3. Кукольный театр. Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном театре.
Тема 4. Виды и системы кукол. Знакомство с перчаточными и тростевыми куклами, марионетками, напольными куклами.
Цели программы
- воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;
- создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, через погружение в мир театра;
- создание условий для нравственно-интеллектуального развития личности средствами театрального искусства, которые помогут решить проблемы воспитания и досуга обучающихся.
Результат программы
Планируемые результаты
В процессе реализации программы учащиеся должны знать:
● Сценографию, терминологию, мезансценирование;
● Приёмы выразительности речи;
● Основы композиционного и эпизодического построения;
● Технику применения средств художественной выразительности;
● Последовательность работы над текстом.
Должны уметь:
● Сочинять, подготавливать и выполнять этюды на беспредметное действие, пластические и мимические этюды;
● Использовать все сценическое пространство;
● Пользоваться терминологией;
● Сохранять образ героя на протяжении всего действия;
● Вносить коррективы в свое исполнение отрывка;
● Анализировать работу, свою и товарищей.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня
(Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня
(формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», "Я ещё многое смогу".
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· различать произведения по жанру;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Особые условия проведения
1. Творчество. Прежде всего, занятия в театральном кружке раскрывают творческий потенциал ребёнка.
2. Воображение и самообладание. Занятия в театральной студии развивают фантазию, воображение, внимание, концентрацию, память и осознанную реакцию. У школьников и подростков театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях.
3. Избавление от страхов. Театральные занятия – это игра. А игра – самое эффективное средство для избавления от детских страхов.
4. Дикция, голос, тело. В театральной студии обязательно проводятся занятия актёрским мастерством и вокальные упражнения – они отлично развивают речевой аппарат, дикцию, музыкальный слух, формируют правильное дыхание. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь становится внятной, голос – звучным. А подвижные занятия, танцы, прекрасно улучшают координацию и пластику движений – любой актёр должен уметь владеть своим телом!
5. Развитие речи. Театральные занятия отлично развивают речь!
6. Харизма и искусство оратора. Развивая голос, дикцию, красноречие, избавляя от страхов, занятия в театральном кружке или студии готовят почву для развития навыков публичного выступления. Ребёнок сможет, не повышая голоса, говорить так, чтобы его услышали и поняли – учителя, сверстники, все окружающие...
7. Дружба и общение. Благодаря занятиям по актёрскому мастерству дети учатся быстро находить общий язык со сверстниками, находить новых друзей, становятся более открытыми в общении.
8. Дисциплина и самодисциплина. Для детей постарше театральные занятия – ещё и прекрасная тренировка дисциплины и самодисциплины, умения брать на себя ответственность (роль – важное задание!) и «собираться» в нужный момент.
9. Расширение кругозора. В конце концов, театр – кладезь остроумных цитат и изречений. Тренировка памяти улучшает успеваемость в школе.
10. Веселье и выход энергии. В конце концов, увлекательные занятия в театральной студии – отличный способ провести время не только с пользой, но и весело!
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение:
- наличие учебных и служебных помещений ( зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);
- Ноутбук;
- музыкальный центр;
- видеокамера;
- фотоаппарат;
- столы, стулья;
- ковровое покрытие;
- декорации и костюмы;
- маты, матрацы.
Дидактико-методическое обеспечение:
- книги и иллюстрации для детей по истории театра
сборники пьес и другого постановочного материала; - игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов;
- записи классической музыки.