Увлекательная химия

Программа предполагает формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории, знаний и практических навыков в области техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. Практические занятия тесно связаны с теорией и способствуют расширению и углублению знаний, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности. В программу «Увлекательная химия» включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся опыты.

Педагоги

Хлебникова Альбина Георгиевна

Дереко Александр Александрович

Пархоменко Валентина Иннокентьевна

Чуфенев Александр Сергеевич

Содержание программы

Тема 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов, теория 2 часа, практика 4 часа).

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

Ознакомление с лабораторией химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов. Нагревание и прокаливание.

Тема 2. Химия в быту (32 часа, теория 6 часов, практика 26 часов).

2.1. Кухня (12 часов, теория 2 часа, практика 10 часов).

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое "антиоксиданты".

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

2.2. Аптечка (4 часов, практика 4 часа).

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

"Зелёнка" или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

2.3. Ванная комната или умывальник (4 часа, теория 1 час, практика 3 часа).

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного мыла.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое "жидкое мыло«.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Соль для ванны и опыты с ней.

2.4. Туалетный столик (2 часа, теория 1 час, практика 1 час).

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

2.5. Папин «бардачок» (6 часов, теория 1 час, практика 5 часов).

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.

Бензин, керосин и другие "-ины«.

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

2.6. Садовый участок (4 часа, теория 1 час, практика 3 часа).

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Тема 3. Химия за пределами дома (28 часов, теория 6 часов, практика 30 часов)

3.1. Магазин (10 часов, теория 2 часа, практика 8 часов).

Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.

Экскурсия Магазины «Усадьба». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель "Персоль«.

Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

Раствор аммиака. Стеклоочистители.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Способствовать формированию глубокого и устойчивого интереса к миру химических веществ и реакций, расширению и углублению знаний и навыков практической химии, профессиональной ориентации обучающихся

Результат программы

Предметные:

- знания, умения и навыки при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ;

- научные знания о строении вещества и закономерностях протекания реакций;

- умение прогнозировать протекание химических процессов в зависимости от условий;

- применять полученные знания в жизни и практической деятельности.

Личностные:

- использование химических знаний в быту, на природе, по отношению к своему здоровью;

- коммуникативные навыки;

- информационная культуры.

Метапредметные:

- понимание связи химии с другими науками: биологией, физикой и др.;

- понимание положения человека в природе, что важно для формирования научного мировоззрения.

Материально-техническая база

Для реализации данной программы имеется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям для выполнения
практических и теоретических занятий, лабораторных исследований.

Помещение для проведения занятий удовлетворяет требованиям СНИп
и САНПин: не менее 4 м2 на одного учащегося. Исходя из этого, количество учащихся в группе не должно быть больше 8 человек (площадь помещения – 30 м2).