«Техника пешеходного туризма»

Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствуют формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Туристско-краеведческая деятельность занимает большое место в системе дополнительного образования. Она способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивает познавательность, приобщает детей к различным видам общественно-полезного труда, укрепляет здоровье школьников.

Краеведческая и экскурсионно-туристская работа стала действенным средством формирования материалистического мировоззрения учащихся, воспитания любви к Родине, углубленного изучения основ науки, приобретения навыков самостоятельной работы. Она помогает в выборе будущей профессии, содействует формированию морально-психологических качеств, готовности к службе в вооруженных силах России.

Детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентиров, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Цурикова П.А

Содержание программы

Содержание программы рассчитано на занятия учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый максимальный состав группы обучения от 15 до 20 человек.

Программа каждого года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с каждой группой.

Учебный план и программа первого года обучения предусматривает обучение учащихся технике пешеходного туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

В первый год занятий важно воспитать у учащихся сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе.

Надо, чтобы они знали, поняли на собственном опыте: хороший и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых. Главное внимание уделяется в первый год обучения практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода.

Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий,

дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, тактики и техники пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и доврачебной помощи в походных условиях.

Здесь особенно важно не только научить учащихся, привить им те или иные туристские навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

Значительное внимание в программе второго года обучения уделяется тактике и технике походов, туристскому хозяйству. При изучении тем по краеведению большое внимание уделяется многообразию природы, экономики и культуры своего края, знаниями всех достопримечательных мест. Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме рассматриваются в каждом разделе программы. Короткие беседы проводятся и во время проведения походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале.

Учебный план и программа третьего года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование знаний по пешеходному туризму, спортивному ориентированию, оказанию первой медицинской помощи. Большая часть времени уделяется практическим занятиям, технике безопасности при проведении экскурсий, походов, соревнований.

Обязательным требованием является воспитание детей в духе бережного отношения к природе, стремлении сохранять и приумножать природные богатства.

 

Цели программы

Цель программы пропаганда туризма, как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков экологической культуры; ознакомление с историей, привитие навыков туризма, выживания при вынужденной автономии, оказанию первой доврачебной помощи, удовлетворение естественной потребности учащихся в непосредственном познании мира, своего края.

Результат программы

Первый год обучения

Должны знать:

- не менее четырех фактов, влияющих на здоровье (режим, физкультура, закаливание, питание и т.д.);

- перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему;

- специальное снаряжение (для установки палатки, организации бивака, веревки основные, вспомогательные, репшнур);

- не менее 10 условных знаков топографических карт;

- способы оказания первой доврачебной помощи;

- способы ориентирования на местности.

Второй год обучения

Должны знать:

- приемы самоспасения;

- организацию спасательных работ;

- квалификационные требования к спасателям;

- сигналы спасения;

- способы добывания воды;

- способы добывания огня;

- способы защиты от неблагоприятных условий;

- способы ориентирования;

- способы оказания доврачебной медицинской помощи в аварийной ситуации.

Третий год обучения.

Должны знать:

Назначение и применение различных видов снаряжения;

- способы обеспечения безопасности человека, правила поведения и действия при стихийных бедствиях;

- тактику и технику движения в походе;

- способы хранения личного и кухонного снаряжения, продуктов питания;

- основы топографии;

- лекарственные, пищевые, ядовитые растения;

- оказывать доврачебную помощь в походных условиях.

Особые условия проведения

Первый год обучения

Должны уметь:

- выполнять комплекс утренней гимнастики;

- выполнять основные санитарно-гигиенические нормы (мытье рук, ног, стирка носков, мытье посуды, уборка бивака);

- передвигаться с рюкзаком в течение 45-50 минут в пешем походе;

- технически грамотно передвигаться по пересеченной местности.

- читать карту местности, используя условные топографические знаки;

- оказывать первую доврачебную помощь при солнечном ударе, термических ожогах, ушибах;

- уметь транспортировать пострадавшего;

- определять азимут по компасу на заданный (азимут) ориентир и ориентир по заданному азимуту.

Второй год обучения

Должны уметь:

- применять приемы самоспасения;

- организовать спасательные работы;

- действовать в условиях: стихийных бедствий; авариях и катастрофах техногенного характера.

- подавать сигналы бедствия (зеркалом, звуковые сигналы, азбука Морзе, радиотехническими средствами);

- добывать огонь без спичек не менее 3-х способов;

- сооружать укрытия при неблагоприятных погодных условиях (навес, шалаш, гамак, мини-укрытие);

- ориентироваться по местным признакам, солнцу, звездам, в ночное время;

- оказывать первую доврачебную помощь при обмороке, шоке, кровотечениях, утоплениях, укусах ядовитых насекомых;

- применять лекарственные препараты в походных условиях;

- Добывать и обеззараживать воду не менее чем пятью способами.

 

Третий год обучения.

Должны уметь:

- использовать необходимое снаряжение в походных условиях;

- выполнять правила поведения и действий при стихийных обстоятельствах;

- правильно организовать движение в группе на маршруте;

- пользоваться личным и групповым снаряжением;

- хранить продукты при разных погодных условиях;

- уметь работать с топографическими картами разного масштаба, вычерчивать маршрутную ленту пути, определять расстояние;

- распознавать не менее 10 видов лекарственных, пищевых, ядовитых растений и их применять;

- оказывать первую доврачебную помощь при: порезах острыми предметами; пищевых отравлениях; переломах; сотрясении мозга; обморожении; солнечных ударах

Материально-техническая база

1. Кабинет для проведения аудиторных занятий.

2. Спортивный зал.

3. Площадка для организации спортивно-туристских игр на открытом воздухе.

4. Подсобное помещение для хранения инвентаря.

5. Медицинская аптечка.

6. Палатки туристские.

7. Рюкзаки туристские.

8. Коврики туристские.

9. Компасы.

10.Топографические и спортивные карты местности.

11.Веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины.