«Лаборатория „ЭКОС“»

Представленная дополнитель­ная общеобразовательная общеразвивающая про­грамма имеет есте­ственнонаучную направленность. По своему содержанию она относится к эколого-биологическому циклу естественнонаучных знаний и включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области исследования природных объектов, охраны природы и природопользования.

Педагоги

Котова Людмила Кирилловна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

Введение. 2 ч. Теория 1 ч. Практика 1 ч.

 

Раздел 1. Экология растений. 42 ч. Теория 7 ч. Практика 35 ч.

Тема 1. Классификация растений. Низшие растения – обитатели водоемов.

 

Тема 2. Высшие растения. Работа с определителями растений.

 

Тема 3. Морфология покрытосеменных растений. Оформление отчета лабораторной работы.

 

Тема 4. Семейства однодольных растений. Работа с определителями покрытосеменных растений. Бинокуляр.

 

Тема 5. Семейства двудольных растений. Работа с определителями покрытосеменных растений.

 

Тема 6. Анатомия покрытосеменных растений

 

Тема 7. Свет и его экологическое значение.

 

Тема 8. Тепло как экологический фактор.

 

Тема 9. Вода как экологический фактор.

 

Тема 10. Значение воздуха как экологического фактора.

 

Тема 11. Действие экологических факторов на растительный мир леса и степи.

 

Тема 12. Методики экологических исследований.

Тема 13. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной.

Тема 14. Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.

Тема 15. Экология растений и охрана окружающей среды.

 

Раздел 2. Экология животных. 38 ч. Теория 9 ч. Практика 29 ч.

Тема 1. Цитология – наука о клетке. Растительная и животная клетка. Простейшие. Микроскопы.

 

Тема 2. Гистология – наука о тканях.

 

Тема 3. Классификация животных: губки, кишечнополостные, плоские, круглые черви.

 

Тема 4. Целомические животные: кольчатые черви, моллюски.

 

Тема 5. Многообразие членистоногих животных.

Тема 6. Хордовые животные.

 

Тема 7. Рыбы. Анатомирование окуня речного.

 

Тема 8. Амфибии и рептилии. Среды жизни животных.

 

Тема 9. Орнитология. Экологические группы птиц.

 

Тема 10. Изучение строения яйца.

 

Тема 11. Организация орнитологических наблюдений.

 

Тема 12. Терриология. Среды жизни и адаптации животных.

 

Тема 13. Отряды млекопитающих, отличительные признаки.

 

Раздел 3. Экология человека

Тема 1. Микроскопическое строение тканей человека.

 

Тема 2. Антропометрия: оценка физического состояния человека.

 

Тема 3. Система кровообращения: функциональные пробы, артериальное давление.

Тема 4. Жизненная емкость легких. Функциональные дыхательные пробы.

 

Тема 5. Питание человека. Пищевая ценность продуктов питания.

Тема 6. Рефлекс как основа деятельности нервной системы

 

Тема 7. Органы чувств.

Тема 8. Высшая нервная деятельность.

 

Тема 9. Основы здорового образа жизни.

 

Тема 10. Здоровая среда обитания человека.

 

Тема 11. Первая медицинская помощь.

 

Раздел 4. Экологический мониторинг. 34 ч. Практика 34 ч.

Тема 1. Орнитологические наблюдения. Весенний пролет птиц.

Тема 2. Гидрологические исследования местных источников.

Тема 3. Лимнологические исследования. Озеро Гусиное.

Тема 4. Фитоценологические исследования степной зоны.

Тема 5. Фитоценологические исследования лесной зоны.

Тема 6. Мониторинг рекреационной нагрузки на городской парк.

Тема 7. Мониторинг среды п. Темник.

Тема 8. Детский экологический проект "Экодом".

Тема 9. Итоговая конференция.

Тема 10. Встреча с интересными людьми (ученые, представители промышленности, сельского хозяйства).

 

Цели программы

 Создание условий для формирования ключевых научно-исследовательских компетентностей обучающихся, способных к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда и профессиональной ориентации.

Результат программы

Обучающиеся по окончании программы приобретут компетенции:

Образовательные:

- будут знать основные этапы научного исследования;

- расширят и углубят имеющиеся знания в области экологии, биологии, химии, географии;

- освоят общие и специальные методы, приемы и формы исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии, биологии, химии, географии;

- расширят кругозор в области достижений отечественной и зарубежной науки;

- приобретут навыки оформления научной работы и её презентации.

Метапредметные:

- приобретут функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности;

- расширят познавательные интересы;

- приобретут навыки логического мышления, творческого воображения, креативного и рефлексивного мышления;

- приобретут умения и навыки самостоятельной работы, самообразования и саморазвития;

- овладеют приёмами работы со СМИ, научной и справочной
литературой;

- приобретут навыки публичного выступления.

Личностные:

- сформируется естественнонаучная картины мира, позитивное экологическое мировоззрение, ответственное отношение к природе;

- приобретут навыки бережного отношения к своему здоровью, как части глобальной природной системы;

- сформируется стойкий интерес к естественнонаучной деятельности;

- овладеют навыками коллективной работы, культуры общения и поведения в социуме.

Особые условия проведения

Умение анализировать полученный материал, составить проект, схемы, таблицы. Проводить наблюдения, исследования.

Материально-техническая база

кабинет биологии, интерактивный комплекс, необходимое лабораторное и полевое оборудование и снаряжение для естественно-научных исследований