Наш зеленый дом

 Школьное лесничество- форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач. 

Программа ШЛ "Наш зеленый дом" предназначена для учащихся 1-11 классов, в возрасте 7-17 лет, как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 144 часа в год. курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, в классе и исследовательскую деятельность.

Педагоги

Васютина Елена Владимировна, учитель географии

Владикова Ирина Васильевна, учитель биологии и химии 

Содержание программы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( 12 часов в неделю, 144 часа в год)

Тема занятия
Количество часов
Сроки проведения
Примечание
1.Вводное занятие
1

Проведение инструктажей по ТБ
2.3. Понятие о лесе и лесных насаждений.Типы леса
2


4.5.Лесные богатства леса Республики Бурятия
2


6.7Лесные лекарственные растения
2


8.9.Лекарственные растения РБ
2


10.11Редкие растения РБ, занесенные в Красную Книгу РБ..Оформление экспозиций, памяток "Правила поведения в лесу"
2

Выпуск стенгазеты на тему:

"Растения Красной книги РК".


12.13.Экскурсия в лес
2


14.15.Фотоконкурс "Осенний лес"
2


16.17. Изготовление поделок из природного материала.
2


18.19.20.Акция "Альтернативная ёлка"
3


21.22.23.Изготовление елочных украшений
3


24.25.Выпуск стенгазеты на тему: Новогодняя сказка в лесу.


2


26.27.Определение в школьном лесном массиве типа леса, преобладающие культуры.
2


28.29.Изготовление буклетов, памяток " Правила поведения в лесу«.
2



1


30.31.Знакомство с местным лесничеством
2


32.33. Экскурсия «история Лесхоза». Беседа на тему "профессия-Лесничий"
2

Совместное мероприятие с Селенгинским лесничеством, показаны приборы, инструменты, использование в лесном хозяйстве.
34.Основы лесоведения. Дендрология. Что это?
2


35. Древесные породы РБ.
2


36.Значение леса в природе.
2


37.Определение древесной породы по побегам
2


38.39. Определение древесной породы по листьям, шишкам, хвое.
2


40.41. Определение древесной породы по коре, плодам и семенам
2


42.43.Лесная таксация. Что это?
2


44.45. 46Состав леса, форма, диаметр. Возраст, полнота.запас
3


47.48. Ориентирование на местности с помощью компаса
3


49.50. Ориентирование на местности без компаса
2

Ориентирование на пришкольном участке.
51.52.53. Изображение плана местности на карте с помощью условных знаков
3


54.55Измерение диаметра, высоты дерева с помощью инструментов
2


56. 57Определение урожайности шишек, плодов, семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки
2


58.Посев семян зимой
1

Практическая работа по посеву семян в зимнее время
59.Посев семян зимой.
1

Практическая работа по посеву семян в зимнее время
60.61. Наблюдение за ростом семян
2


62.63День птиц.


2


64.65Птицы Республики
2

Выпуск стенгазеты на тему:

" Птицы Красной книги РБ".


66.67. Изготовление кормушек. Операция "Скворечник"
3

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д


68.69.70.Акция "Накорми птиц«
3


71.72 Насекомые вредители древесины.
2


73.74Чистые леса нашего региона
2


75.76. Конкурс рисунков: «Птицы – друзья человека», "Сохраним лес".

 


2


77.78 Творческий уроки
2

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д


79.80.Всемирный день воды..
2

Подготовка сообщений по теме "Реки РБ"
81.82.День подснежника
2


83.84.85 Урок творчества Цветы из гофро бумаги
3


86.87 Пожары. Лесные пожары. Виды лесных пожаров
2

Выпуск буклетов, листовок,памяток по теме " Пожары. Лесные пожары"
88.89.Способы тушения пожаров.
2


90.91.Акция "Леса без пожаров"
2

92.93.94.Акции "Посади дерево"
3


95.96.97.

Практические работы на пришкольном участке
3

Оформление клумб на пришкольном участке.
98.99.100 ПЛАНИРОВАНИЕ И Оформление экологической тропы
3


101.102.Фотоконкурс "Весна идёт, весне дорогу"
2


103.104. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
2


70. Подведение итогов работы за год
1






 

 






 

 

Цели программы

Цель деятельности школьного лесничества – формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.

Отличительная особенность школьных лесничеств от других объединений детей в том, что деятельность учащихся в школьных лесничествах организована на специально выделенной и закрепленной за ними территории лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу, под руководством специалистов образовательных учреждений и лесного хозяйства.

Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.

Результат программы

· Участие в конкурсах.

· Участие в биологических викторинах.

· Познакомятся с редкими растениями красной книги Республики Бурятии

· Познакомятся с редкими животными Красной книги Республики Бурятии

· Научатся определять типа леса по лесорастительному покрову".

· Научатся определять древесные породы по семенам, шишкам, корням, коре.

· Овладение способами исследовательской деятельности.

· Практическое применение теоретических знаний.

· Создание проектов.

· Выпуск стенгазет по тематике леса.

Особые условия проведения

Учащиеся должны знать:

- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

-цели и задачи школьного лесничества,

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

- способы природоохранной деятельности учащихся;

- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения, исследования в природе;

- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

Материально-техническая база

Кабинет №20 МБОУ СОШ №92, Интерактивный комплекс, ноутбук, фотоаппарат, МФУ, бинокль, электромикроскоп, портативная химическая лаборатория, бурав, бусоль, лопаты, ведра, секатор, гербарий.