БУРЯТИЯ-МОЯ ЛЮБОВЬ!

1.     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бурятия-моя любовь!» разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ., Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р, Приказа Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, Методических рекомендаций по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 %», утвержденными Министерством образования и науки 1 июля 2014 года за № ВК-102/09, Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России  от 18.11.2015г. № 09 3242), «Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09, Устава ГБУ ДО «РЦ ПВТС РБ», Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации (от 13 июля 1992 г. № 293).

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний об истории культуре родного края, создания условий для становления гражданина своего Отечества, человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности для осознанного взаимодействия с ним каждого гражданина. Д.С.Лихачёв, говоря о значимости краеведческого образования, называл его «нравственной оседлостью населения». Наша Республика Бурятия – имеет самобытную роль в истории России. Краеведение изучает социально–экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, области. История и культура родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события – как проявление закономерности исторического процесса.

Педагоги

Батуев Ц.Б.

Содержание программы

Введение «Моя родина – Бурятия». Эвристическая  беседа по ключевым понятиям: Родина. Российская  Федерация, Республика Бурятия,   демократия, суверенитет. Самостоятельная  работа: «Государственные  символы  РФ. Флаг  и  герб РБ». Творческая работа: «Каким я  вижу  герб своего города, своей школы…»
Бурятия в древности. Палеолит, мезолит, неолит на территории Бурятии. Гунны.

Практика: экскурсия по Этнографическому музею, квест.

Бурятия в Средневековье. Монгольский период. Этногенез бурят.

Практика: экскурсия в Музее Истории Бурятии.

Бурятия  накануне присоединения к России. Хроника экспедиций и походов в Предбайкалье и Забайкалье. Основание острогов. Характер и значение присоединения. Нерчинский и Буринский договоры о границе.  Заселение и земледельческое освоение края. Хозяйство бурят и эвенков в конце XVII – XVIII веков. Депутация хори-бурят к русскому царю. Практика: экскурсия в музеи РБ, посещение выставок.

Религия. Шаманизм. Христианство. Буддизм и другие религии.

Практика: экскурсия в Одигитриевский собор, Дацан Ринпоче Багша, мусульманскую мечеть и др.

Мой дом – моя крепость. Родословная семьи. Самостоятельная Работа: « Родословная  моей  семьи  или  рассказ    о  судьбе  одного  из  родственников».

У меня своя история! Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. О чём могут рассказать семейные реликвии. История появления семьи, династия. Беседа. Рассказы ребят.

Родная школа. Её история и традиции. появление школы, просветители. Ветераны педагогического труда. Ветеран, награды учителей. Практика: доклады детей о своей школе.

Топонимика родного края. Ойконимы, гидронимы, дромонимы. Практика: экскурсия, презентация  своего района.

Цели программы

1.     Цель  программы  - воспитание в подрастающем поколении уважения к своим корням, истории своего народа и способствование социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

Результат программы

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы объединение.

Особые условия проведения

сведения из истории Бурятии;
сведения из истории центра и из биографии преподавательского состава;
ключевые понятия по темам.
Практические результаты:

работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
 

 

Материально-техническая база

19. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
7.     В.Д. Бахарев, И.Н. Шагдурова. Учебное пособие «История Бурятии», часть 1.

8.     Учебное пособие «История Бурятии». Под редакцией Тармаханова Е.Е. и Намсараева С.Д. часть 2.

9.      Учебное пособие «История Бурятии XX век». Под редакцией С.Д. Намсараева.

10.  Сокровища Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 2014г.

Улицы Улан-Удэ — памятники истории: словарь-справочник. — Изд.второе, доп.  — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014 г. — 432 с.
12.  . Супруненко Ю. П. Байкал. Край солнца и легенд; Вече - Москва, 2014. - 336 c.

13.  История Бурятии (с древнейших времён до присоединения к России) : учебно-методическое пособие для студентов специальности и направления подготовки 030401 История / Б. В. Золхоев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский государственный университет. — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2011. — 47 с.; 20 см. — Библиогр.: с. 44-46.

Бурятия / М. Н. Петрушина (Природа.); Г. И. Гладкевич (полезные ископаемые, Население, Хозяйство), И. Л. Кызласов, Т. Е. Санжиева, К. Н. Фёдоров (Исторический очерк), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), А. Д. Цендина (Литература) // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 392—400. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
А.В. Тиваненко. Клады Бурятии (Сокровища мнимые и реальные). — Часть 1: Клады древности. — Улан-Удэ: ИД «Баргужин-Токум», 2016. — 77с.