Арт-терапии "кружок рисования"

Дополнительная общеобразовательная программа поАрт-терапии составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе.

Актуальность программы. В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Поэтому особую роль играют адаптированные общеразвивающие программы, направленные на коррекцию и развитие личности ребенка с ОВЗ.

Новизна программы. В программе синтезированы наиболее эффективные арттерапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья: изо-терапия, игро-терапия, песочная терапия. Кроме этого, в программу включены занятия с новым оборудованием- это тактильноразвивающие панели, прозрачный мольберт, планшет для рисования песком, дидактические комплекты по развитию мелкой моторики. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Важным принципом является предоставление и использование хороших материалов на занятии. Яркость, аккуратность, новизна канцелярских товаров является важным критерием в работе для ребенка. Новые способы творчества мотивирует деятельность ребенка и удерживают его внимание. Также огромное значение имеет то, что ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы и школьник получает свободу в самовыражении.   

Педагогическая целесообразность программы заключается в том что данные занятия влияют на общее развитие детей с ограниченными возможностями, на эстетические чувства, развивается мелкая моторика рук, формируются эстетические конструктивные способности, формируется речь. Главное в работе- не переоценить силы ребёнка, дать ему интересное и посильное занятие. Это-залог будущего успеха

В процессе организации занятий используются следующие методы работы: упражнение – организованное повторение какого-либо планомерного действия для погружения в арт-терапевтическое занятие и его завершения; словесный метод, который включает в себя лекции, объяснительные и обобщающие беседы, коллективные обсуждения, диспуты и т. п; наглядно-демонстрационннный метод, подразумевающий использование различных аудио-,видеосредств, способствующих более эффективному усвоению теоретического материала;

практический метод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы - групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, творческие показы и т. п.

На занятиях используются следующие приемы: творческие задания; ассоциации;

коллективная работа.

Отличительные особенности программы. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок, программа отвечает следующим условиям: приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

Педагоги

Кузьмина Софья Александровна

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие – 1ч

 Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Введение в программу. Знакомство с кабинетом и оборудованием. Входная диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков.  Практика: Тематическая программа «Цветные сказки». 

Раздел 2.Изотерапия (нетрадиционные материалы и техники ИЗО)- 13 ч 2.1 Приѐм «ладошки и пальцы» - 2 часа 

2.  3 В мире красок.

Теория: Знакомство с различными  способами рисования ладошками с использованием пальчиков для дополнения деталей в рисунке. Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, тем, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» служит профилактикой и коррекцией.  Практика: Упражнение «Волшебные ладошки и пальчикипомощники».

2.4 Я и мои эмоции. Обида. Злость..

Теория: обучать ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции,  угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид (с помощью красок.

Упражнение : цветной круг Иттена, смешивание цветов, заливка.

2.5. Рисование по мокрому листу - 2 час
 Теория: Знакомство с техническими приѐмами рисования акварельными красками по мокрому листу бумаги.  Практика: Упражнение «Цветущая полянка» 

Теория: Знакомство с различными  способами рисования кляксой: «танцующая» клякса, дорисовывание кляксы. Знакомство с приемами выдувания из трубочки, рисования набрызгом с применением трафаретов. 

Цели программы

коррекция            эмоциональных нарушений          младшего школьного возраста с ОВЗ средствами арт-терапии.

Результат программы

1.            владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, ―мозаичное рисование, пластилиновая графика)

2.            смешивать краски для получения новых оттенков;

3.            передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;

4.            сочетать               различные           виды      изобразительной               деятельности      и

изоматериалы;

5.            рисовать самостоятельно; 

6.            создавать коллективные работы в сотрудничестве со сверстниками и педагогом Основные технологии:

1.  изотерапия  (рисование с помощью нетрадиционных материалов, рисование с помощью прозрачного мольберта, на планшете для рисования песком): 

2.  игротерапия  («пальчиковые игры», тематические игровые программы);

3м. развивающие ( использование тактильно-развивающих панелей); 5. песочная терапия («психологическая песочница»).   

Особые условия проведения

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

-материально-техническое обеспечение

-  информационное обеспечение

-  кадровое обеспечение

 

Материально-техническая база

Материально –техническое обеспечение

Занятия проводятся в просторном помещении с хорошим освещением с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей. Для проведения занятий по профилю данной программы необходимо иметь: 

 1 Арт-терпевтический комплекс с прозрачным мольбертом
2 Эмоциональный арт-конструктор 
3 Планшет для рисования водой
4 Набор рисование светом
5 Набор для рисования на воде малый
6 Набор для рисования на воде большой
7 Песочные картинки мандала
8 Набор лепки
9 Набор для коллективного рисования
10 Набор для рисования мелом Эмоции
11 Набор для рисования предметами окружающего пространства
12 Мольберт напольный «Хлопушка»
13 Комплект для рисования на парту
14 Планшеты для рисования песком с белой светодиодной подсветкой с отсеком ( 300 х 500)