«Юные казаки - лидеры школьного движения»

Актуальность изучения курса

 

Во-первых, молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы нынешнего дня. Лучшие умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества.

Во-вторых, знакомство с традициями и культурой казачества призваны помочь сформировать устойчивый интерес и уважение к достижениям народов, населяющих нашу страну. В – третьих, основываясь на том, что казачество всегда было сословием, являющимся образцом преданности служения Отечеству, изучении его истории является благодатным материалом для воспитания у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, стремление защищать её.

Педагоги

Ринчинова Лыгжима Мункуевна

Содержание программы

1.Введение. Юные казаки – военно-патриотическое направление общероссийского движения школьников. (2 часа)

2. Место и роль казачества в истории Российского государства. Письменные источники о начальной истории казачества. Казаки потомки скифов и приазовских славян.

Гражданская активность – направление РДШ: добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология. (10 часов)

3. Становление казачества. Появление казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их участие в свержении ига. XVI в. Усиление роли и значимости казаков в Московском царстве. Быт и занятия казаков. Образование сибирских казаков. Казачье линейное войско: служба, форма, традиции, быт.

Военно-патриотическое направление – направление РДШ: юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные друзья полиции, юные инспектора движения. (12 часов)

4.Казачьи заповеди, права, традиции, культура.

Традиции и обычаи казачества. Казачество и православие. Мораль и заповеди казачества. Культура и обряды. Декоративно-прикладное искусство. Покрой и художественные черты казачьей одежды, её самобытность. Жилище. Быт. Обряды: посвящения в казаки, проводы на службу, возвращение со службы. Физическое совершенствование и развитие подростка через игру. Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. Символы и знаки. Герб и гимн казачьего войска. Чины и звания.

Личностное развитие – направление РДШ: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, выбор будущей профессии. (12 часов)

5. Преданья старины глубокой. 

История и специфика казачьего фольклора. Танцевальная культура казаков, войсковые гимны и песни. История и эволюция былин в среде казачества.

Самобытность казачьих пословиц и поговорок, частушек. Сказки, предания. Сказы. Заговоры, поверья, приметы.

Информационно-медийное направление – направление РДШ: создание школьных газет, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки. (12 часов)

6. Казачий календарь и памятные дни. Емельян Пугачев, И.В.Мушкетов, И.Д.Миклухо-Маклай, Н.Н.Булавин, А.Денисов, Ф.П.Платов, М.И.Потёмкин, и т.д. (6 часов)

7. Судьба казачества в XX в. Казачьи войска и объединения. Казачьи войска на начало XX века. Казачьи государства. Цвета казачьих войск. Казачьи войска в России к 1916 году. Участие белгородцев I мировой войне. Казаки и революции в России. Гражданская война на Дону, Кубани и на Северном Кавказе. Ликвидация казачества как сословия. Участие казаков в Великой Отечественной войне. (12 часов)

8. Творческие занятия. Работа над проектом: «Казаки – герои истории России». (6 часов)

 

Цели программы

формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся; развитие школьного движения.

Результат программы

Результаты изучения программы

Воспитанники должны знать:

· главные события в истории края и те, которые связаны с историей казачества; народы, населяющие территорию края и их роль в истории края;

· этапы становления казачества;

· взаимоотношения казачества с государством;

· культуру, традиции, заповеди казаков.

Уметь:

· обобщать исторические факты и явления;

· анализировать исторические явления, факты, процессы, личности;

· на конкретных исторических примерах раскрывать особенности быта, обычаев, нравов казачества;

· работать с источниками и дополнительной литературой.

Универсальные учебные действия.

Универсальными компетенциями учащихся по программе «Юные казаки – лидеры школьного движения» являются:

· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

· умения доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы «Юные казаки – лидеры школьного движения» являются следующие умения:

· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Этнография казачества» являются следующие умения:

· оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игр на занятии;

· в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения элементов, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

· находить отличительные особенности в выполнении задания разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

· применять жизненно важные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Особые условия проведения