Самоцветы "Танцы"

Данная программа «Самоцветы» по хореографическому искусству (классического, народного, современного танца) предназначена для обучающихся 11- 17 лет МАОУ СОШ №60 с особыми образовательными потребностями.  

Главное отличие и новизна программы состоит в компенсаторных возможностей детей в период их раннего развития, детей, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. Образовательная программа направлена на обучение обучающихся основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.

Актуальность программы заключается в том, чтобы в процессе творческой практики ребенок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, жизни. Обучение детей школьного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что с  помощью хореографического искусства (классического, народного, современного танца) способствовать развитию эстетической культуры учащихся общеобразовательной школы

Отличительные особенности данной дополнительной программы: Программа является модифицированной, комплексной, так как направлена не только постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития. Данная программа может иметь место в коррекционно-развивающем цикле занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (например, для детей с расстройствами аутистического спектра).

Педагоги

Раднаев Эдуард Валерьевич

Содержание программы

Программа «Самоцветы» является комплексной и  состоит из 4-х разделов:

1.              Раздел «Ритмика» 

2.              Раздел «Танцевальная азбука» 

3.              Раздел «Танец» 

4.              Раздел «Партерная гимнастика» 

 

1.   Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения и музыкальные игры, которые формируют восприятие музыкального материала, развивают чувство ритма, обогащают музыкально-слуховые представления, развивают умение координировать движения с музыкой. 

Проводится на каждом уроке в виде "статического танца" в стиле аэробики. Включаются элементы классического, джазового танца, изучение основных позиций рук, ног. Проводится под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. Задача — развитие координации, памяти и внимания, умения "читать" движения; увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, колени, стопы. Количество каждого вида упражнений — 4—8; на 4, 16, 32 счета. Общая продолжительность — 10—15 мин. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности.

 

2.  Раздел «Танцевальная азбука» включает изучение основных позиций и движений классического, народного и бального танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, воспитывают осанку, помогают усвоить основные правила хореографии. 

Учащиеся знакомятся со следующими понятиями: 

— позиции ног; 

—позиции рук; 

—позиции в паре; 

—позиции европейских танцев; 

—позиции латиноамериканских танцев;

 —линия танца;  —направление движения;  —углы поворотов. 

Ставится задача через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды. 

3.  Раздел «Танец» включает изучение танцевальных движений, которые складываются в рабочие комбинации; разучивание народных плясок, историко-бытовых, современных, бальных и массовых танцев; разыгрываются этюды с воображаемыми предметами и этюды на развитие актёрского мастерства. 

Учащиеся знакомятся с танцевальной культурой народов мира, изучают хореографическое наследия русского, татарского народа. А также основных видов народной хореографии – академический танец, фольклорный танец, стилизованный танец. Народный танец способствует воспитанию у подрастающего поколения толерантного отношения к национальным традициям разных народов мира и любви и уважения к своим исконным национальным традициям.

Изучаются основные движения современных танцев и диско и вариации из них. Бесконтактные танцы развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация. Отрабатывается визуальное ведение в паре. В контактных танцах, помимо вышесказанного, отрабатывается контактное ведение и умение танцевать в паре.

4.  Раздел «Партерная гимнастика» даѐт возможность сохранить и улучшить здоровье ребѐнка; устранить и предупредить физические недостатки – сутулость, косолапость, плоскостопие, искривление позвоночника; развить правильную осанку, гибкость и силу тела, выносливость. 

Система упражнений, выстроенная от простого к сложному, с учѐтом основных педагогических принципов (систематичность, постепенность, последовательность) при условии многократного повторения заданий помогает успешному выполнению и усвоению требований программы. Предмет «Ритмика» является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения танцевальных навыков.

Цели программы

формирование творческой личности детей посредством обучения их языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Результат программы

-  развить потребность двигательной активности, как основы здорового образа жизни;

-  обеспечить формирование и сохранение правильной осанки, силы, выносливости; 

-  обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся, посредством смены деятельности обучающего процесса; 

- начать формировать гармоническое единство танцевальных и музыкальных - способностей, внимания, памяти, познавательных процессов, мышления и воображения; 

- способствовать эстетическому развитию и самоопределению обучающихся, используя средства искусства танца; 

- прививать интерес к урокам ритмики и к хореографическому искусству;  - начать формирование художественно-образное, ассоциативное мышление через такие понятия как: пластика, координация, жест, мимика; 

- первоначальное развитие осмысленности и выразительности в исполнении спортивных и танцевальных движений.

Особые условия проведения

Занятия проходят в актовом зале. 

Необходимый инвентарь: мячи, гимнастические обручи, кегли для игр, скакалки, ленты гимнастические. 

Музыкальное сопровождение.

Материально-техническая база

Колонки, компьютер, музыкальная аппаратура, мячи, гимнастические обручи, кегли для игр, скакалки, ленты гимнастические, костюмы.