"История и я"

Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочная деятельность».  В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №43 г. Улан-Удэ на его изучение в 5  классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов  внеурочной деятельности.

По своей структуре курс не является системным и сквозным, а представляет собой отдельный модуль, предназначенный для овладения проектным методом для углублённого изучения вопросов исторического краеведения. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.

Педагоги

Доржиева Ольга Андреевна

Содержание программы

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация готовых исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

 

I. Теоретический блок  12 часов

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

II. Практический блок 19 часов

 Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты

"История моего имени", "История моей семьи",  "Мой дом", Моя улица","Праздники в России"

Цели программы

-создание условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности; повышение мотивации к предмету.

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

- развивать творческие способности учащихся;

-развивать у  учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Результат программы

Научиться самостоятельно формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать и обобщать информацию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений