Монгол бэшэг

Курс «Монгол бэшэг» является одним из дополнительных учебных предметов национально-регионального компонента, обеспечивающих лингвокультурологическую подготовку учащихся. На занятиях формируются навыки старомонгольского (вертикального) письма, а также чтения и перевода.

Педагоги

Шойнжонова Дулма Базаровна, учитель бурятского языка и монгольской письменности, канд.фил.наук

Содержание программы

Введение в курс. Общая характеристика древних языков и культур. Роль древних языков в мировой культуре и языкознании. Древнемонгольская цивилизация. История   развития  письменного языка монголов. Первые памятники монгольской письменности. 

Ключевые слова: Древний мир, древние языки, культура, цивилизация, живые и мёртвые языки, старомонгольский язык. Кочевая цивилизация, монголы, Чингисхан, Великая монгольская империя. Первые памятники монгольской письменности – «Чингисов камень» (1225 г.), «Сокровенное сказание монголов» (1240 г.).
Виды письма в истории монголов. Особенности графики старописьменного монгольского языка.

Основные элементы графики.

Ключевые слова: письмо киданей, руническое письмо тюркского периода, квадратное письмо эпохи династии Юань, ясное или ойратское письмо Заяпандиды, письмо галиг, соёмбо, о памятниках буддизма, канонические тексты, Ганджур и Данджур, светская литература. Уйгурское письмо, вертикальное направление письма, основные элементы уйгурского письма, три (четыре) различных начертания.
Основные законы фонетики. Гармония гласных. Графическое начертание гласных. О международной системе латинской транслитерации.

Гармония гласных, нёбная гармония, исключения из правила сингармонизма, губная гармония гласных, транслитерация,  гласные, графическое начертание гласных, основные элементы гласных – титим, шүд, урт шүд, гэдэс, нуруу, нум, сүүл, орхиц, мужские гласные, женские гласные, нейтральный гласный.
Графическое начертание согласных n, l, m. Графическое начертание согласных n, l, m,

основные и дополнительные элементы согласных, цэг, эвэр, гэзэг, гутал, давхар цэг, слогообразование.
 Графическое начертание согласных d, t, r.

Сингармонизм, склонение, дательно-местный падеж, конечная буква основы слова, правописание окончаний, буквы-дэбискеры, основные и дополнительные элементы согласных d, t, r, арын гэдэс, гогцоотой шилбэ, өргөстэй шилбэ, слогообразование.

Окончания, правописание окончания, основные и дополнительные элементы согласных b, η, слогообразование.
Сингармонизм согласных. Графическое начертание согласных q, γ.

Сингармонизм согласных, сочетаемость, мужские гласные, мужские слоги, основные и дополнительные элементы согласных q, γ, слогообразование.
Сингармонизм согласных. Графическое начертание согласных  k, g.

Сингармонизм согласных, сочетаемость, женские гласные, женские слоги, основные и дополнительные элементы согласных k, g. Слогообразование. Основные правила построения предложений.
Орудный и совместный падежи. Графическое начертание y. Способы обозначения дифтонгов. Сингармонизм, склонение, орудный падеж, совместный падеж, конечная буква основы слова, правописание окончаний, основные и дополнительные элементы согласного y, слогообразование, особенности обозначения дифтонгов.
Исходный падеж. Графическое начертание согласных j, s, š, č. Особенности обозначения долгих гласных.
Сингармонизм, склонение, исходный падеж, конечная буква основы слова, правописание окочаний, основные и дополнительные элементы
согласных j, s, š, č, слогообразование, особенности обозначения долгих гласных.
Практикум. Составление текстов.
Практикум. Чтение и перевод текстов.
Олимпиада среди 5-х классов.

Цели программы

Обучить учащихся технике монгольского (вертикального) письма; сформировать навыки чтения и перевода текстов.

Результат программы

По завершении обучения учащийся должен: 

-         овладеть лингвистической терминологией;  

-         овладеть приёмами начертания основных графических знаков, букв;

-         определять фонетические явления;

-         при чтении текстов произносить слова с учетом основных орфоэпических правил современного бурятского языка;

-         составлять небольшие тексты;

-         овладеть навыками транслитерации текста.