Рекомендуем посмотреть
Туризм
Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм» основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Республике Бурятия.
Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения.
Педагоги
Манжиханов Альберт Корнилович
Содержание программы
На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня (с привлечением родителей), участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.
Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом.
Критерии оценки.
Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:
- делать пешие переходы с грузом;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу;
- определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте;
- передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия;
- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки;
- выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью;
- принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере.
На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм.
Критерии оценки.
Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки:
- участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный);
- прокладывать свой путь с помощью компаса и карты;
- передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия;
- пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях;
- принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса;
- совершить ряд походов:
· походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы).
· категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности),
· поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.
На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций.
Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации.
Критерии оценки:
- участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма
(пеший, лыжный);
- участие в организации и проведении экспедиций;
- участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.;
- участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей;
- участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений;
- участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму;
- выполнение нормативов на спортивные разряды;
- подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ;
- видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.
Цели программы
Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.
Результат программы
На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня (с привлечением родителей), участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях.
На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов.
На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций.
Особые условия проведения
программа разработана для детей у которых нет ограничения для занятий спортом.
Материально-техническая база
спортзал,
туристское снаряжение