Основы экотуризма "Твоя Бурятия"

Туристско-краеведческая и экологическая деятельность во всех формах способствуют всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Она предоставляет прекрасные возможности для творческого развития учащихся. Активные путешествия – это один из видов образования и самообразования, познания и самопознания, которые, развиваясь, способны при целенаправленной работе вывести человека на творческий уровень понимания предметов и явлений. Тогда человек открывает для себя новые, ранее неизвестные знания, делает научные открытия, создает технические изобретения, произведения искусства, приходит к написанию книг и передает полученный опыт другим. Походный опыт – огромный жизненный капитал, который может быть использован в самых различных областях.

            Экологический туризм и спортивно-оздоровительный туризм оказывают воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, экспедиции, экскурсии, путешествия, экологические проекты, туристские слеты и соревнования, олимпиады и конференции. Все виды воспитания в экотуризме реализуются комплексно, в естественных условиях (например, передвижение с рюкзаком и преодоление естественных препятствий – физическое воспитание; восприятие красоты окружающей природы – эстетическое воспитание; установка бивака и приготовление пищи, умение выполнять разнообразную работу на биваке – трудовое воспитание; взаимоотношения участников похода, формирование лидерских качеств, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности – морально-нравственное воспитание; знакомство с природными богатствами своей страны, с ее историческими и культурными памятниками – патриотическое воспитание; природоохранная, научно-исследовательская деятельность – экологическое воспитание и др.).

Программа включает большой возрастной диапазон, так как является многоуровневой. Информация согласно содержанию образовательной программы адаптирована для учащихся разных возрастов. Отличается степенью погружения в материал в соответствии с развитием учащихся - эмоциональным и физическим, а так же, знаниями полученными в ходе основного образовательного процесса ( в учреждениях среднего и среднего специального образования).

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования Алексеева Юлия Геннадьевна

Содержание программы

 

1. Введение в экотуризм. Основы туристской подготовки.

1.1.        Актуальные проблемы экологии. Интерактивные экологические игры          

1.2.        Введение в экотуризм, цель, принципы и задачи. Воспитательная роль экотуризма

1.3.        Туристские путешествия, история развития туризма. Виды туризма 

1.4.        Люди мира – путешественники о мировом опыте экологического туризма 

1.5.        Личное и групповое туристское снаряжение

1.6.        Организация туристского быта. Организация утилизации отходов в лагере. Привалы и ночлеги     

1.7.        Подготовка к походу, путешествию   

1.8.        Питание в туристском походе. Основы здорового питания в походе.              

1.9.        Туристские должности в группе           

1.10.      Правила движения в походе. Виды активного туризма с элементами альпинизма и скалолазания, организация страховки, преодоление препятствий. 

1.11.      Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий             

1.12.      Подведение итогов туристского похода           

1.13.      Топография и ориентирование            

2. Краеведение

2.1.        Географическое положение, природные условия и ресурсы края     

2.2.        История и культура края           

2.3.        Туристские возможности Республики Бурятия. Обзор экскурсионных объектов, музеи, изучение экономики, местного ремесленничества        

2.4.        Особо охраняемые природные территории (ООПТ) региона

2.5.        Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры    

3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1.        Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.      

3.2.        Походная медицинская аптечка          

3.3.        Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего      

4. Организация экологической работы. Наблюдения за природой.

4.1.        Наблюдения в природе.           

4.2.        Туризм и охрана природы

4.3.        Основы фотографии и дизайна             

4.4.        Основы исследовательской работы   

5. Введение в технологию строительства экологических троп

5.1.        Тропа – эффективная модель устойчивого развития региона. Интерпретация

5.2.        Актуальность строительства экотроп. Цели и задачи создания экотроп. Типы троп. Волонтерство.

5.3.        Подготовка лидеров по

5.5.        Основы технологии строительства экологических троп

Цели программы

Цель программы – создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности как комплексной формы общественно-полезной деятельности на благо Отечества.

 

Результат программы

Результативность программы:

Теоретическая деятельность в ходе прохождения обучения позволяет учащимся сформировать полную картину об экономических и экологических  проблемах республики и ее потенциале (культурном, экономическом и ресурсном) . Эти навыки развивают способность мыслить, анализировать и принимать верные решения в дальнейшей трудовой и образовательной деятельности, в гармонии с собой, социумом и окружающей средой.

Практическая деятельность учащихся осуществляется во время участия их в многодневных походах и экспедициях, межрегиональных семинарах, а также международных экологических проектах МОО «Большая Байкальская Тропа» на экотропах РЭБЦу и особо охраняемых природных территориях Байкальского региона. При работе на экологических проектах учащиеся приобретают навыки создания экотроп – работы с инструментами, строительства полотна тропы и структур на тропе, интерпретации на тропах, а также лидерские навыки, что в дальнейшем мотивирует учащихся на продолжение обучения для руководства экологическими проектами разной направленности. Данное направление является актуальным в настоящее время, так как с 2003 г. в Байкальском регионе ведется создание первой в России системы экологических троп, для чего необходимой является подготовка обученных лидеров, специалистов по тропам.

Приобретаемые навыки и умения:

- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;

- овладение навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;

- освоение методик по работе с природными материалами;

- создание экологических троп в соответствии с международными стандартами;

- формирование лидерских навыков;

 - совершенствование языковых навыков (английский, немецкий, французский и др. языки) и формирование навыков межкультурных коммуникаций в процессе личностного взаимодействия с иностранными сверстниками;

- пропаганда эколого-краеведческих знаний;

 - позитивное общение с окружающими;

- формирование здорового образа жизни;

 - овладение техников и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;

 - рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму и руководства экологическими проектами.

 

Особые условия проведения

Для полноценного усвоения полученных теоретических знаний необходимо их закрепление на практике, что подразумевает выезды на природу, такие как экспедиции, походы, экскурсии продолжительностью до 4-7 дней.

Материально-техническая база

Теоретические занятия могут проходить как в кабинете, оснащенном необходимыми техническими средствами (ноутбук, проектор) так и в онлайн режиме. Практическая часть занятий при длительном выезде на природные территории проходит с использованием туристического (рюкзаки, палатки, спальные мешки, костровое оборудование) и специального туристического снаряжения(карабины, веревки, оттяжки, жумары и пр.).