занимательная физика

Программа «Занимательная физика» рассчитана на школьников 13-15 лет, занимающихся в системе дополнительного образования. Содержит углубленное изложение вопросов современной физики посредством практикумов по решению нестандартных задач различных уровней, лабораторно-практических работ, выполнения учебно-исследовательских работ. Программа позволяет выпускнику набрать образовательный рейтинг, достаточный для продолжения образования в высшей школе с техническим профилем.

Педагоги

Абашеева Светлана Бато-Мунхоевна, учитель физики высшей категории

Содержание программы

Модуль "Введение в мир физики"

1. Что изучают физика и астрономия. Особенности работы естествоиспытателей

2. 0 кирпичиках мироздания

3. Общие сведения о движении. К чему приводят взаимодействия 

4. Сущность явлений, открытых Архимедом, Торричелли, Паскалем 

5. Сильнее самого себя

6. Явления, значение которых в жизни человека исключительно велико.
7. Тепловые двигатели, развитие техники и экология.
8. Сущность явлений, в которых электроны рассеяны по поверхности тела и движутся вдоль проводника.
9. Магнетизм - общее свойство вещества
10. Геометрия светового луча

Модуль "Физические процессы и технологии"

Тема 1 Механические, тепловые, электрические и световые явления
Тема 2. Законы движения и взаимодействия тел
Тема 3. Основы электромагнетизма и волновой оптики
Тема 4. Основы атомной и ядерной физики

Тема 5. Механическая работа и энергия. Законы сохранения
Тема 6. Основы молекулярной физики

Тема 7. Основы стационарной электродинамики 

Тема 8. Обобщающий физический практикум

Тема 9. Электродинамика нестационарных явлений
Тема 10. Оптика 

Тема 11. Основы квантовой физики

Цели программы

Цель программы - развитие интеллектуальных и творческих способностей, познавательного интереса, мышления, воспитание интереса к физике.

Результат программы

Модуль "Введение в физику"

Предметные результаты: - знать о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности; - выполнять прямые измерения, уметь выражать свойства природы числами; - уметь считывать результат со шкалы прибора с учетом погрешности; - проводить систематические наблюдения и изменения величин в повседневной практике; - проявлять сообразительность, смекалку, находчивость в процессе измерений; - выдвигать гипотезы, выявлять закономерности по результатам наблюдений; - уметь проводить индивидуальные вполне законченные исследования; - владеть приемами получения и обработки результатов; - иметь представление об ошибке эксперимента; - иметь первичные навыки осознанного построения физической модели; - усвоить теоретический материал на уровне применения к решению контрольных заданий по физике и астрономии; - уметь решать олимпиадные задачи по темам «Измерения», «Тепловое расширение тел», «Механическое движение», «Плотность», «Движение и силы», «Давление», «Давление жидкостей и газов», «Атмосферное давление», «Архимедова сила», «Работа и мощность», «Простые механизмы», «Энергия», «Теплота и работа», «Теплопередача и работа», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Тепловые двигатели», «Электростатика», «Ток. Напряжение. Сопротивление проводников», «Работа и мощность тока», «Магнитные и электромагнитные явления», «Геометрическая оптика»; - уметь выполнять цикл лабораторных работ по измерениям и механике. - уметь выполнять цикл лабораторных работ по молекулярной физике, электричеству, геометрической оптике;

Метапредметные результаты - отбирать источники информации и составлять небольшой обзор литературы по заданной интересующей ученика теме; - знать теорию учебно-исследовательской работы; - уметь работать с источниками информации и передавать информацию в измененном виде; - знать классификацию ОУУН, осуществлять самостоятельную учебную деятельность по инструкции в полном цикле, уметь сравнивать, анализировать, осуществлять обобщение, доказывать, уметь работать в группе;

Личностные результаты: - активно позиционировать себя в учебной группе; - прикладывать усилия для формирования у себя трудолюбия, самодисциплины, аккуратности, умения беречь время.
- ставить перед собой значимые достижимые цели и самостоятельно организовывать деятельность по их достижению; - уметь сравнивать, обобщать множество фактов, анализировать, опровергать, уметь дать оценку собственной работе и работе группы. -сознавать свои достоинства и недостатки, стремиться к самосовершенствованию; - сориентироваться в выборе профиля обучения на старших ступенях обучения.

Модуль "Физический процессы и технологии"

Предметные результаты - знать на высоком практически-прикладном уровне основные законы механики, электромагнетизма, волновой оптики, атомной и ядерной физики, законы сохранения энергии, импульса, основы молекулярной физики, стационарной электродинамики, явлений, оптики, квантовой физики; - самостоятельно изучать теоретический материал учебного и познавательного характера на уровне углубленного курса физики и астрономии; - уметь решать олимпиадные задачи по перечисленным выше темам; - осуществлять анализ физических процессов и технологий, относящихся к перечисленным выше темам; - уметь выполнять лабораторный практикум по темам, перечисленным выше;

Метапредметные результаты - составлять обзор литературы по заданной педагогом теме;

Личностные результаты - иметь опыт выступления на конференции учебно-исследовательских работ, иметь осознанную потребность заниматься повышением своего образовательного рейтинга 

 

Особые условия проведения

Программа «Занимательная физика» построена с учетом возрастных особенностей, обучающихся по принципу постепенного усложнения учебного материала. Обучающийся для получения свидетельства об окончании обучения по программе может пройти обучение по программе, выбрав в соответствии со своими потребностями и возможностями один из маршрутов освоения программы: Вариант А: модуль «Введение в мир физики» на средней ступени обучения; Вариант Б: модули «Введение в мир физики» на средней ступени обучения и «Физические процессы и технологии» на старшей ступени обучения; Вариант В: модуль «Физические процессы и технологии» на старшей ступени обучения; Вариант Г: последовательно два модуля программы «Введение в мир физики» и «Физические процессы и технологии».

Материально-техническая база

Учебный кабинет.

Компьютер, интерактивная доска.

Микроскоп световой, Цифровой USB-микроскоп, Микроскоп стереоскопический (бинокуляр),

Комплекты лабораторных работ «Сила тока», «Механика», «Геометрическая оптика», «Тепловые явления», «Электричество», «Магнетизм» и пр.

Лаборатория «Физико-химический анализ воды»

Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации

Набор «Юный физик» и др.