ЭКОС

Для стартового уровня (первый год обучения) характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению природы, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы с природными объектами, на формирование любви к природе. В то же время программа, будучи дополнительной, расширяет и углубляет знания, полученные в ходе освоения основных общеобразовательных программ. На первых этапах начинается работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной творческой работы, по приобщению детей к наблюдениям за природными объектами и явлениями. Результаты учебно-исследовательской деятельности могут представляться на уровне образовательной организации.

Педагоги

Шагдурова Алёна Черниновна, педагог дополнительного образования

Цыренова Туяна Сэндэевна, педагог дополнительного образования

 

Содержание программы

Введение. Техника безопасности во время занятий. Виды исследовательских работ. Наука экология. Среды жизни. 2 ч.
Раздел 1. Экология растений. 42 ч.
Классификация растений. Низшие растения – обитатели водоемов
Высшие растения. Работа с определителями растений
Морфология покрытосеменных растений. Оформление отчета лабораторной работы
Семейства однодольных растений. Работа с определителями покрытосеменных растений. Бинокуляр.
Семейства двудольных растений. Работа с определителями покрытосеменных растений.
Анатомия покрытосеменных растений
Свет и его экологическое значение.
Тепло как экологический фактор.
Вода как экологический фактор.
Значение воздуха как экологического фактора.
Действие экологических факторов на растительный мир леса и степи
Методики экологических исследований.
Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной
Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха
Экология растений и охрана окружающей среды.
 
Раздел 2. Экология животных. 38 ч.
Цитология – наука о клетке. Растительная и животная клетка. Простейшие. Микроскопы.
Гистология – наука о тканях
Классификация животных: губки, кишечнополостные, плоские, круглые черви.
Целомические животные: кольчатые черви, моллюски.
Многообразие членистоногих животных
Хордовые животные
Рыбы. Анатомирование окуня речного
Амфибии и рептилии. Среды жизни животных
Орнитология. Экологические группы птиц
Изучение строения яйца
Организация орнитологических наблюдений
Терриология. Среды жизни и адаптации животных.
Классы млекопитающих, отличительные признаки
Этологические исследования

Раздел 3. Экология человека. 28 ч.
Микроскопическое строение тканей человека
Антропометрия: оценка физического состояния человека
Система кровообращения: функциональные пробы, артериальное давление
Жизненная емкость легких. Функциональные дыхательные пробы.
Питание человека. Пищевая ценность продуктов питания
Рефлекс как основа деятельности нервной системы
Органы чувств
Высшая нервная деятельность
Основы здорового образа жизни
Здоровая среда обитания человека
Первая медицинская помощь

Раздел 4. Экологический мониторинг. 34 ч.
Орнитологические наблюдения. Весенний пролет птиц.
Гидрологические исследования местных источников
Лимнологические исследования. Озеро Гусиное
Фитоценологические исследования степной зоны.
Фитоценологические исследования лесной зоны.
Мониторинг рекреационной нагрузки на городской парк
Мониторинг среды МАУ ДО «Сэлэнгэ»
Детский экологический проект «Экодом»

Итоговая конференция
Встреча с интересными людьми (ученые, представители промышленности, сельского хозяйства)

Цели программы

Создание условий для формирования ключевых научно-исследовательских компетентностей обучающихся, способных к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда и профессиональной ориентации

Результат программы

Образовательные:

-       будут знать основные этапы научного исследования;

-       расширят и углубят имеющиеся знания в области экологии, биологии, химии, географии;

-       освоят общие и специальные методы, приемы и формы исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии, биологии, химии, географии;

-       расширят кругозор в области достижений отечественной и зарубежной науки;

-       приобретут навыки оформления научной работы и её презентации.

Метапредметные:

-       приобретут функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности;

-       расширят познавательные интересы;

-       приобретут навыки логического мышления, творческого воображения, креативного и рефлексивного мышления;

-       приобретут умения и навыки самостоятельной работы, самообразования и саморазвития;

-       овладеют приёмами работы со СМИ, научной и справочной
литературой;

-       приобретут навыки публичного выступления.

Личностные:

-       сформируется естественнонаучная картины мира, позитивное экологическое мировоззрение, ответственное отношение к природе;

-       приобретут навыки бережного отношения к своему здоровью, как части глобальной природной системы;

-       сформируется стойкий интерес к естественнонаучной деятельности;

-       овладеют навыками коллективной работы, культуры общения и поведения в социуме.

Особые условия проведения

К занятиям приглашаются все желающие дети.

Материально-техническая база

Кабинет, оснащенный учебной мебелью, компьютерной техникой, специальным лабораторным оборудованием.