Секция по легкой атлетике

Программа направлена на создание условий  для  развития  физических  качеств  и  способностей, предпосылок  для достижения учащимися спортивных успехов в соответствии с их индивидуальными способностями.  Укрепление  здоровья  и  формирования  у  воспитанников  потребности  в  здоровом образе жизни и интереса к физической культуре и спорту.

Программа предусматривает развитие силы (силовая подготовка):

Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, сгибание и разгибание рук,  в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера. Упражнения на снарядах и со снарядами, упражнения из других видов спорта, подвижные и спортивные игры

Развитие скорости (скоростная подготовка): Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени. Подвижные и спортивные игры.

 Развитие выносливости: Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время; Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи,  ходьба/; Подвижные спортивные игры.

Развитие ловкости (координационная подготовка): Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений; Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения; Подвижные и спортивные игры.

Развитие гибкости: Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика.

Акробатические упражнения:Различные кувырки: вперед, назад, стойка на лопатках, стойки на голове и руках, мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полу-шпагат» и «шпагат», прыжки на гимнастический мостик с прыжком вверх.

Подвижные игры и эстафеты: Различные подвижные игры, эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой и собиранием различных предметов, комбинированные эстафеты.

Педагоги

Шелковникова Оксана Николаевна-учитель физической культуры и спорта, имеет 1 взрослый разряд по легкой атлетике и баскетболу.

Содержание программы

Теоретическая подготовка (9 час)

 Физическая культура и спорт: Физическая культура как неотъемлемая часть физического воспи­тания подрастающего поколения;  единая спортивная классификация и ее значения для развития легкой атлетики;  место легкой атлетики в общей системе физического воспитания;  спартакиады школьников и юношеские соревнования;  легкая атлетика как наиболее доступный для занятий вид спорта, имеющий прикладное значение.    

История развития легкоатлетического спорта: Место легкой атлетики в программе современных Олимпийских игр;  история развития легкой атлетики в России;  развитие юношеской легкой атлетики - резерва сборной команды страны;  всероссийские рекорды юношей, девушек и взрослых.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека: Общие понятия о строении организма человека, взаимодействие органов и систем; система кровообращения и значение крови;   нервная система и краткое понятие о механизме нервной дея­тельности;  ознакомление с расположением основных мышечных групп;  работоспособность мышц и подвижность в суставах;  влияние физических упражнений на увеличение мышечной тка­ни;  дыхание и газообмен, легкие, значение дыхания для жизнедея­тельности организма;  воздействие физических упражнений на дыхательную систему;  понятие об утомлении и перетренированности;  задачи и порядок прохождения медицинского контроля.

Гигиена, закаливание, врачебный контроль и самоконтроль: Гигиенические требования к местам проведения занятий и сорев­нований;  временные ограничения и противопоказания к занятиям легкой атлетикой;  причины травм и их профилактика;  использование естественных факторов природы в целях укрепле­ния здоровья и закаливания организма;  понятие о тренированности и спортивной форме;  значение массажа и само массажа;  личная гигиена спортсмена;  вред курения и употребления спиртных напитков;  гигиена в быту;  правильное питание спортсмена;  что нужно знать о тренировке;  врачебный контроль и самоконтроль;  оказание первой помощи при обмороке, растяжении связок, уши­бах и переломах;  дисциплина и поведение во время учебно-тренировочных заня­тий и соревнований с целью предупреждения травматизма и не­счастных случаев.

 Практическая подготовка (207 час)

 Общая физическая подготовка. (ОФП)

Задачи обучения и тренировки: развитие систем и функций организма занимающихся;овладение  раз­нообразными умениями и навыками;воспитание у занимающихся способ­ности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие физические каче­ства;создание условий успешной специализации в легкой атлетике.

Средства общей физической подготовки: Средствами общей физической подготовки занимающихся легкой атлети­кой являются разнообразные обще-развивающие упражнения. Упражнения имеют различную направленность, и число их очень велико. Фактически для решения каждой задачи подготовки спортсмена могут быть выбраны извест­ные и созданы новые  упражнения. По преимущественной направленности все упражнения можно разделить на пять групп.

1группа - избранный вид спорта, его элементы и варианты, выполняемые с различными усилиями, с разной быстротой движений и амплитудой; разным психическим напряжением, в разных внешних условиях.

     2 группа – обще-развивающие физические упражнения, используемые для укрепления организма, всестороннего физического развития, исправления дефектов телосложения.

     3 группа - специальные упражнения. Они применяются для развития физи­ческих качеств, обучения технике избранного вида спорта, воспитания воле­вых качеств.

     4 группа - идеомоторные упражнения. Они представляют собой мысленное выполнение упражнений избранного вида спорта, специальных упражнений, движений или действий.

     5 группа - аутогенные упражнения, основанные на самовнушении. Они на­правлены на обеспечение кратковременного отдыха во время тренировки и соревнований.

     В группах начальной подготовки  в большом объеме должны применяться различные упражнения, воспитывающие гибкость, ловкость, силу, подвижность в суставах (наклоны, сгибания и разгибания, вращения, махи), с отягощениями и без отягощений, на месте и в движении, индивидуально, с партнером и в группе.

Упражнения со снарядами (скакалка, гантели, набивные мячи, мешки с песком, гири и т.д.) и на снарядах (гимнастической стенке, скамейке, пе­рекладине, брусьях), с использованием тренажерных устройств и технических средств. Всевозможные прыжки и прыжковые упражнения.

Цели программы

Создание  условий  для  развития  физических  качеств  и  способностей,предпосылок  для достижения учащимися спортивных успехов в соответствии с их индивидуальными способностями.  Укрепление  здоровья  и  формирования  у  воспитанников  потребности  в  здоровом образе жизни и интереса к физической культуре и спорту.

Результат программы

Планируемые результаты:

В результате освоения Обязательного минимума, учащиеся ГНП-1 должны достигнуть следующего уровня развития.

Знать:

Особенности развития избранного вида спорта;  психофункциональные особенности собственного организма; индивидуальные способы контроля над развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;  способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

 технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;  проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;  разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;  управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;  соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;  пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Материально-техническая база

Беговая дорожка на стадионе и кроссовая дистанция; Места занятий для прыжков и метаний; Оборудовано место для учебно-тренировочных занятий и сорев­нований; Имеется необходимый инвентарь для учебно-тренировочных занятий и соревнований (скакалки, мячи, обручи, спортивные маты, канат, брусья и тд.);Одежда и обувь для учебно-тренировочных занятий и соревнований приобретается за счет средств родителей и законных представителей учащихся.