Финансовая грамотность: от А до Я

Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас –  позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются.

Педагоги

Семушев Иван Николаевич

Содержание программы

История развития хозяйственной деятельности человека (17 часов).
Введение.
Знакомство с курсом. История развития хозяйственной деятельности человека.
Зарождение домодомохозяйства.
История зарождения хозяйства. Охота, собирательство, бортничество. Возникновение земледелия и скотоводства. Современные виды хозяйственной деятельности.
Расходы семьи.
Предпосылки разделения труда. Традиции. Ресурсы. Прогресс.
Доходы семьи.
Понятие «бартер». Значение в хозяйственной деятельности. Плюсы и минусы бартерного обмена.
Бартерный обмен.
Понятие «рынок». Из чего складывается рынок? Функции рынка. Рыночный механизм. Конкуренция.
Спрос и предложение.
Понятия «спрос» и «предложение». Формирование цены. Разновидности цен.
Виды денег.
История появления денег. Функции денег. Банкноты. Монеты. Нумизматика.
Современные деньги.
Функции современных денег. Валюты разных стран. Курсы валют.
Какую роль играют деньги?
Роль денег в жизни человека. Финансовый кругооборот.
Как зарабатывают деньги?
Способы заработка. Возрастной ценз. Прибыль с домашнего хозяйства. Личные умения и навыки.
Где продукты дешевле?
Исследование стоимости продуктов в магазинах города.
Как производят продукт?
Способы производства. Затраты на производство. Экономия производства.
Цена и стоимость.
Из чего складывается цена? Стоимость товара. Как подсчитать стоимость покупки?
Как правильно выбирать.
Проблема выбора. Альтернативные варианты выбора. Виды потребностей. Сравнение значимости приобретаемого товара.
Зачем быть финансово грамотным?
Понятие «финансовая грамотность». Образ финансово грамотного человека. Значение финансовой грамотности в становлении личности гражданина.
Личный финансовый план.
Правило составления. Определение цели. Оценка текущей финансовой ситуации. Финансовая «подушка безопасности».
Итоговое занятие.
Бюджет семьи (17 часов).
Введение.
Знакомство с курсом. Роль семьи в сложившихся социально - экономических условиях.
Семья как потребитель.
Понятие «семья». Среднестатистический состав семьи. Основные показатели, характеризующие семью. Финансовые задачи семьи.
Хозяйственная деятельность семьи.
Производство, распределение, обмен, потребление. Особенности участия человека в разных видах хозяйственной деятельности.
Потребности человека и семьи.
Виды потребностей человека. Способы удовлетворения потребностей.
Элементы семейного хозяйства.
Понятие «семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
Анализ рационального использования семейного имущества. Показатели ведения семейного хозяйства. Виды финансовых документов для ведения семейного хозяйства. Личный финансовый план.
Доходы и расходы семьи.
Вид дохода. Содержание дохода. Основные источники дохода. Вид расхода. Способы уменьшения расходов. Ресурсосбережение.
Что такое бюджет семьи.
Что такое бюджет? Структура бюджета. Тип бюджета. Планирование бюджета семьи.
Что кладут в потребительскую корзину.
Состав потребительской корзины. Стоимость потребительских корзин разных групп населения. Как рассчитать стоимость потребительской корзины. Что такое прожиточный минимум?
Кто такой рачительный хозяин?
Кто такой хозяин? Какой хозяин является рачительным? Финансовая грамотность рачительного хозяина.
Секреты рачительного хозяина.
Основные пути экономии. Тепло. Электричество. Вода.
Покупатель и продавец.
Купля – продажа. Товары и услуги. Виды торговли. Типы магазинов.
Реклама и упаковка.
Понятие «рекламы». Основные функции рекламы. Упаковка товара ее влияние на спрос. Сведения на упаковках.
Секреты выбора товара.
Цена товара. Механизмы воздействия на потенциального покупателя в современной торговле. Бонусы и торговые скидки. Основное правило опытного покупателя.
Финансовые возможности семейного хозяйства. ЛФП.
Что такое предпринимательство? Как получить прибыль в семейном хозяйстве? Зачем нужно составлять личный финансовый план?
Финансово - экономические связи семьи.
Взаимодействие семьи с различными хозяйственными структурами. Их влияние друг на друга.
Итоговое занятие.
Защита проектов, исследований. Тестирование.

Цели программы

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и создания личного финансового плана;
• овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности защиты прав как потребителей финансовых услуг;
• развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Результат программы

Результаты освоения курса.
Личностные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса «Основ финансовой грамотности»:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.

Материально-техническая база

Кабинет

Ноутбук

Интерактивная панель

Иллюстративный материал

Учебные пособия