Лесная школа

   Привить детям любовь к природе родного края, сформировать представления о лесе не только как о хозяйственном объекте, но и как о природном – целостной живой системе, сделать так, чтобы лес стал для них другом – это то, что отличает данную программу от обычных программ по профилю. Ведь именно знания о своей малой родине воспитывают патриота, гражданина, человека, чувствующего боль за бездумное, варварское отношение к природе. В целом, программа способствует лесоводственному и экологическому образованию детей, приобретению ими навыков исследовательской и практической работы в лесу, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

   Программой предусмотрены разные формы проведения занятий: практические и теоретические занятия, экскурсии, практические занятия в природе (на территории школьного лесничества), полевые практикумы, игровые тематические занятия, круглый стол, занятие-конкурс и т.п.

   Учащиеся, проявившие интерес к исследовательской работе, могут под руководством педагога заняться учебно-исследовательской и проектной деятельностью в выбранном направлении.

 

 

Педагоги

Поставит Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, I-я квалификациооная категория.

Расписание

Группа 2-4 кл:

Понедельник, среда, пятница: 08.20-10.00

Группа 8-10 кл: 

Понедельник, среда: 16.00-18.35

Группа 5 кл:

Пятница: 14.20-16.55; суббота: 08.20-10.55

 

Содержание программы

Первый год обучения, 144 ч.

Введение. Лес как экосистема. Общие понятия о лесе. Основные древесные кустарниковые виды лесных массивов. Обитатели наших лесов. Насекомые леса. Травянистая растительность леса. Самый страшный враг леса – пожар. Болезни и вредители. Школьный питомник. Правило друзей природы. Зелёный патруль. Природоохранная работа.

Второй год обучения, 216 ч.

Лес в жизни человека и окружающей среды. Лес – основной компонент окружающей среды. Обитатели леса и их роль в природном сообществе. Компоненты лесной экосистемы, их связь с окружающей средой. Составные части растений (корень, ствол, ветви, побег, лист, цветок, плод). Насекомые леса (экологическая ниша насекомых. Особенности питания, жизненный цикл). Лесные экосистемы зимой. Лесоустроительные работы (пробные площади, инструменты для лесоустроительных работ, учёт лесного фонда). Лесовозобновление и лесовостановление. Охрана и защита леса. 

 Третий год обучения, 216 ч.

 Влияние различных факторов на лесные сообщества.  Типы леса. Рубки ухода в лесу. Болезни леса. Значение насекомых для леса.  Грибы, ягоды, лекарственные растения леса. Разнообразие лесных экосистем. Эколого-географическое районирование лесов Бурятии. Законы об охране природы. Вопросы лесовосстановления. Лесная рекреация. 

 Четвёртый год обучения, 216 ч.

Экология. Основные законы и понятия классической экологии. Работа над исследовательскими проектами. Ботаника. Систематика растений. Геоботаника. Гидрология. Изучение методики рекогносцировочного обследования водоёма. Почвоведение. Биологические исследования. Зоология. Работа по исследовательским проектам.

Цели программы

    На основе углубленного изучения лесного биогеоценоза способствовать формированию экологической культуры школьников, бережному отношению к лесным богатствам региона.

Результат программы

По окончании курса программы учащиеся будут знать:

– значение леса в природном комплексе и жизни населения края;

– факторы, определяющие особенности экосистем края;

– основные компоненты биогеоценоза и связи между ними;

– типичные (наиболее распространённые в лесных сообществах нашего края) виды растений, животных и грибов;

– доминирующие редкие и исчезающие, эндемичные виды растений и животных;

– сезонные адаптации растений и животных в лесах региона;

– элементы лесонасаждений и связь между ними;

– факторы антропогенного воздействия на лесные системы в регионе;

– типы леса, произрастающего в регионе;

– минеральные удобрения, используемые в лесном хозяйстве;

– болезни и вредителей леса;

– типы лесных пожаров, меры противопожарной безопасности;

– особенности лесных экосистем региона (уровень продуктивности, сложности, устойчивости);

– основные принципы организации рационального лесопользования;

Учащиеся научатся:

– объяснять особенности характерных экологических групп растений (под пологом леса, на супесях, на скальных участках, на заболоченных почвах);

– объяснять значение тех или иных сезонных адаптаций в растительном и животном мире лесов региона;

– сравнивать лесные экосистемы края с лесными экосистемами других климатических зон по видовому и структурному разнообразию;

– оценивать значение лесных экосистем в природном комплексе и в жизни населения края;

– наблюдать сезонные изменения в лесах своей местности;

– оформлять результаты поисковой работы в форме гербариев, коллекций, описаний, таблиц, нанесение объектов на план местности, выполнение рисунков;

– работать с таксационными приборами и инструментами;

– ориентироваться в лесной местности;

– осуществлять действия по благоустройству местного леса (уборка мусора, очистка минерализованных полос, подкормка животных и птиц);

– различать посадочный лесной материал (сеянцы, саженцы, черенки), открытую и закрытую корневую систему, осуществлять посадку лесного посадочного материала;

– определять семена различных пород деревьев и кустарников;

– определять минеральные удобрения по внешним признакам, знать правила их внесения;

– оценивать результаты антропогенного воздействия на экосистему местного леса;

– проектировать меры по сохранению и улучшению экологического состояния местного леса; – готовить сообщения по результатам поисковой работы (наблюдений, изучения печатных источников, бесед со специалистами), выступать с ними, участвовать в дискуссиях при обсуждении проблем;

– простейшим методам исследования, подготовки отчёта и представления докладов на конференции.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Имеется учебный кабинет, набор лабораторной посуды, для демонстрационных занятий имеется мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр. Лесоизмерительные инструменты предоставляет Усть-Баргузинский лесхоз.Тематические наглядные пособия, настольные игры для природоведческих и лесопознавательных занятий. Коллекции: семян древесной растительности, листьев древесной растительности нашего посёлка, шишек хвойных пород деревьев, безлиственных веточек древесных пород растений; образцы спилов деревьев (для визуального определения годичных колец).

Для детей младшего школьного возраста имеются настольные познавательные тематические развивающие игры, экологическое лото, книжки-раскраски, экологические сказки. Наборы различных демонстрационных карточек животных, насекомых, птиц.

Справочная литература: определители растений, терминологические словари, Красная книга растений и животных России и Бурятии, а также тематическая подборка CD и DVD дисков (Флора и фауна Байкала; Ушканьи острова, Растительность Забайкальского национального парка, Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор, Животный мир байкальских побережий и гор, Противопожарные агитационные материалы и др.). Имеется подборка видеофильмов экологической направленности Иркутской Региональной Общественной Организации «Байкальская экологическая волна» (Колодец планеты, У края чарующей бездны, Подводный мир Байкала, Фильмы о природе и для природы о человеке и для человека и др.).

Для проведения исследовательской работы и практических занятий в природе имеются простейшие методики геоботанического описания леса, методические пособия по полевой экологии ассоциации «Экосистема»; «Наблюдения в лесу» – международная программа «Forest Watch»; Комплексный мониторинг лесных экосистем Костроминой О.А.