"Алые паруса"

Катание на коньках имеет большое воспитательное и образовательное значение. Умения и навыки, полученные на занятиях, используются детьми в самостоятельной деятельности и играх. Это обогащает детские прогулки, развивает активность и самостоятельность детей.

В условиях групповых занятий ребята привыкают к определенной дисциплине: быстро собираться на занятие; помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на каток организованно; не кататься на льду навстречу своим товарищам; помогать подняться тем, кто упал, и т. д. Кроме того, дети приобретают полезные трудовые навыки: самостоятельно готовят свои коньки к занятию — проверяют состояние лезвий, шнурков, по мере необходимости меняют шнурки; помогают в расчистке катка от снега; участвуют в заливке и разметке катка; после занятий протирают коньки тряпочкой, аккуратно их кладут в индивидуальный мешок, туда же кладут запасные носки, все эти вещи складывают в определенное место. Таким образом, дети приучаются к аккуратности, порядку.

При выполнении различных поворотов на коньках, катании в разных направлениях, особенно в играх, у детей совершенствуются пространственные представления, они постепенно учатся экономно действовать на большой площади катка, соблюдая определенное расстояние от катающегося впереди товарища.

В процессе занятий ребята получают первоначальные сведения о технике катания на коньках. По мере усвоения движений представления о технике становятся более четкими, они понимают, как принять исходное положение, как изменить направление движения, увеличить скорость и т. д. Оценивая движения своих товарищей, ребенок обращает внимание на положение туловища, на состояние равновесия, на наклон коньков, на силу толчка, постепенно понимает, что на качество движения влияет правильное соблюдение техники катания на коньках. Кроме того, у детей расширяется круг знаний о свойствах льда, снега. Они узнают, что в зависимости от погоды меняется и качество льда.

Когда лед мутный, покрыт тонким слоем снега, дети обычно говорят, что лед тормозит коньки. Звонкий лед вызывает у детей положительные эмоции. Они любуются его блеском. «Сегодня лед скользкий, коньки сами едут», — говорит девочка. Приближение дня и времени занятия вызывает у детей радостное оживление. Катание на коньках сохраняет хорошее настроение на весь день. Дети любят, когда на занятие выносятся различные игрушки: кукла на шарнирах, кубики, цветные льдинки, подставки с флажками, когда сам воспитатель катается вместе с ними. В таких случаях дети сознательно подражают ему, хотят научиться так же кататься на коньках.

Нередко катание вызывает у ребят страх, неуверенность в себе. Необходимо с первых шагов ребенка на коньках помогать ему, сознательно преодолевать чувство страха, проявлять волевое усилие при выполнении заданий. Правильная организация при постепенном включении разнообразных подготовительных, подводящих упражнений, систематическая тренировка умения удерживать равновесие, а также своевременная помощь воспитателя, поощрение первых удачных попыток в передвижении на коньках избавляют детей от чувства страха.

Катание на коньках способствует воспитанию интереса и любви к конькобежному спорту, развивает смелость, настойчивость, решительность, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. д. На занятиях дети приучаются к дисциплинированности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию программных заданий, упражнений, игр, повышению качества движений на коньках.