«Первые шаги в информатику»

Направленность дополнительной образовательной программы научно - техническая.

Заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, формирование у них первичных представлений азов программирования, умения составлять план будущей деятельности.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы - 1 года.

Программа реализуется в модульной форме:

1   модуль: знакомство с компьютером; правила безопасности (базовый уровень);

2   модуль: знакомство с Роботом-Вертуном; подпрограммы (начальный уровень);

3   модуль: выполнение заданий; творческое программирование.

Программа ПИКТОМИР «АЛГОРИТМИКА» может быть реализована в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками.

Режим занятий: 2 раза в неделю в период с сентября по август (включительно) учебного периода.

Педагоги

Коновалова Ирина Леонидовна

Залуцкая Евгения Викторовна

Содержание программы

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. 

Цель программы – развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Дать представление о фундаментальных понятиях информатики.

2. Познакомить с элементарными представлениями об алгоритмике, информационно-компьютерных технологиях.

3. Прививать навыки планирования деятельности и использования компьютерной техники как инструмента деятельности.

Развивающие:

1. Формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение.

2. Расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

3. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Воспитательные:

1. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

2. Формирование информационной культуры.

 

Основные формы и методы образовательной деятельности:

-         конструирование, программирование, творческие исследования, моделирование отношений между объектами на мониторе, соревнования между группами;

-         словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

-         наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

-         практический (составление программ, моделирование);

-         репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

-         частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

-         исследовательский метод;

-         метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, в объеме 72 занятий по 30 минут (между занятиями перерыв не менее 10 мин.) согласно СанПиН 2.4.4.3172-14.

 

Цели программы

Цель программы – развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий.

Результат программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «АЛГОРИТМИКА»

-   ребенок овладевает основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности;

-   ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

-   ребенок обладает установкой положительного отношения к компьютеру, алгоритмике, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

 

-   ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной игровой и моделирующей деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

-   ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-   ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для роботов - исполнителей;

 

-    ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными составными частями компьютера; основными понятиями, командами применяемые в начальной алгоритмике, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

-    у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе компьютером и условными моделями – исполнителями;

-    ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

-    ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, предметами, необходимыми при организации игр с моделями – исполнителями, игр-театрализаций с детьми;

-   ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

-  ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов - исполнителей с помощью предметов; демонстрирует технические возможности роботов-исполнителей с помощью создания алгоритма их действий, создает алгоритмы действий на компьютере для роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;

-   ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создаёт алгоритм действий по заданному направлению; умеет корректировать алгоритмы действий исполнителя.

Особые условия проведения

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ заключаются в ее ориентированности на раннюю пропедевтику (начиная с дошкольного возраста) научно – технической профессиональной ориентации: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов, реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Материально-техническая база

Программа «Алгоритмика для дошкольников» рассчитана на один год обучения. В данной программе представлена система игр и игровых упражнений на основе пособия «Пиктомир»