«История и культура казачества»

Актуальность изучения курса

 

          Данная программа предназначена для организации занятий, соединяющих в себе различные виды деятельности, способствующие формированию новых знаний и умений, ориентирована на укрепление чувства патриотизма, совершенствования знаний об истории Отечества, казачества.

          Способствует оптимальному использованию воспитательной деятельности, направленной на воспитание юного патриота.

 

Педагоги

Деревянных Анна Сергеевна

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История казачества». Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса. Ознакомление с техникой безопасности при проведения практических занятий. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу.

Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России.

Проблема происхождения казачества.

Раздел 2. Православие как источник духовности казачества.

  Тема1. Православие как источник духовности казачества

Религиозные традиции Сибирских казаков.

Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.

Тема2. О храме. О богослужении

Зодчество, возведение православных храмов. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.

Тема3-9. 12 «Двунадесятых» праздников

Двенадцать Великих «двунадесятых» православных праздников. Особенности богослужения и празднования «двунадесятых» праздников. Традиции, связанные с православными праздниками.

Раздел 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор.

Тема 10-11. «Казачьи заповеди»

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.

Тема 12. Народные знания и приметы

Народные знания. Народные приметы. Народные представления об устройстве вселенной.

Тема 13. Народная медицина и ветеринария.

Народная ветеринария. Традиционная медицина.

Тема 14-15. Казачьи художественные ремесла и промыслы

Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.

Тема 16. Казачьи обряды

Народные обряды, совершаемые в православные праздники.

Тема 17-18. Казачий фольклор. Казачьи песни и танцы. Казачьи поговорки.

Раздел 4. Культура физического воспитания казачества.

Тема 19-20 Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице).

Пестуны и воспитатели у казаков. Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и станице.

Тема 21-22 Народные игры казачества.

«Казачьи забавы»

Тема 23-24 Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках.

Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Стрельба из пневматического пистолета и лука. Фланкировка.

 

Подвижная игра: занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
При выборе подвижных игр и игровых упражнений необходимо соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

 

Цели программы

Цель программы – создание системы патриотического воспитания, условий и предпосылок для присвоения подростком - участником программы позиции хозяина своего Отечества и его охранителя через создание новых образцов жизни на основе возрождающейся казачьей культуры и этноса, духовности, нравственности и патриотизма.  Воспитание на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций  казачества. Воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры.

Реализация поставленной цели поможет решить проблему духовно-нравственного развития ребенка , посредством его участия и принадлежности к казачьей национальной культуре, которая призвана помогать растущему человеку в поиске своего смысла жизни.

Особые условия проведения