«Традиционная культура эвенков»

  В программе присутствует национально-региональный  компонент, это находит своё отражение в темах о Байкале, изучении традиций населения, быта культуры.

 

Возраст детей, сроки реализации

 

Участниками программы являются дети в возрасте 7-14 лет. Программа «Краеведение» рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности.  Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.

Программа  «Традиционная культура эвенков»   разработана на 144 часа. Срок реализации программы 1 год.

 

 

Формы и режим занятий

 

Занятия проводятся в оборудованном кабинете два раза в неделю по 2 часа для начинающих, это 1 год обучения, общее количество часов 144 часа. Занятия  начинается с 14.00. до 16.00.  с перерывом между занятиями в 10 мин.

 

 

Педагоги

Синаторова Татьяна Владимировна

Содержание программы

Содержание программы.

1        год обучения.

1.                  Пятиминутки на воображение.

Задания на развитие воображения, памяти, наблюдательности. В основном все задания построены на внимание  и сравнение: найти в каракулях зверей, найти на картинках отличия и сходства, дорисовать образы, соединить по цифрам рисунок и т.д.

2. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

Правила проведения и внутреннего распорядка для обучающихся в
детском объединении (вводный инструктаж). Знакомство с программой
обучения, её целями и задачами. Ознакомление с расписанием занятий.
Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем. Организационные вопросы.

2. Конструирование из гофрированной бумаги.

Теория:

-Знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги.

-  Свойства гофрированной бумаги. Приемы и способы работы.

- Знакомство с применяемыми инструментами и правилами безопасной работы с ними; материалы и их свойства;

- Техника торцевания.

Практика:

- Объемные аппликации из гофрированной бумаги в технике торцевания.

- Создание объемных цветов, способы соединения деталей.

           - Топиарий из гофрированной бумаги.

 

           3. Солёное  тесто.

Теория:

- Рецепт и способы изготовления соленого теста,  условия хранения.

- Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки).

- Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста.

- Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).

- Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).

- Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности.

- Последовательность лакирования изделий,  материалы и инструменты, используемые при работе с лаком.

- Знакомство с применяемыми инструментами и правилами безопасной работы с ними;

Практическая часть.

- Приготовление соленого теста.

- Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.

- Выполнение полуобъемных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)

- Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)

- Изготовление  сувенирных магнитов из соленого теста.  

- Изготовление объемных цветов 

4.  Работа с атласными лентами.

Теория:

-  История атласных лент;

- Разновидность атласных лент;

- Знакомство с применяемыми инструментами и правилами безопасной работы с ними; материалы и их свойства;

Практическая часть.

- Школьная закладка

-  Фенечки (браслеты)

- Новогодняя елочка из атласных лент.

- Подарок к 8 марта (цифра 8 из лент)

- Оформление обложки книги лентами.

5. Вышивка крестом.

Теория:

- История возникновения вышивки крестиком.

- Необходимые инструменты и материалы для вышивки крестом.
- Как выбрать вышивальные нити и канву

- Схемы для вышивки. Техника вышивания.

- Знакомство с применяемыми инструментами и правилами безопасной работы с ними; материалы и их свойства;

Практическая часть.

- Виды строчек. Способы закрепления нити.

- Учимся вышивать буквы, цифры, узоры.

- Практикуем  схемы для начинающих

- Изготовление письменной открытки-картины с узором.

6.Сувениры из бросового и природного материала.

Теория:

- Что такое природный и бросовый материал?

- Необходимые инструменты и материалы

- Знакомство с применяемыми инструментами и правилами безопасной работы с ними; материалы и их свойства;

Практическая часть.

- Топиарий из сосновых шишек

- Ваза для цветов с помощью горячего клея

- Подкова из картона

- Цветы из ватных палочек

- Настольный сувенир из Байкальских камней

- Объемная аппликация из семечек «Ежик»

- Украшение стеклянных бутылок, банок

10.Выполнение итоговых работ по выбору.

11. Итоговое занятие.

Цели программы

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности

 

Задачи:
Образовательные

- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре;

- обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического исследования;

- активизировать деятельность учащихся по улучшению природной среды своего края.

 

Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие.
-формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
-осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание учащихся;
- воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

Развивающие:

-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

 

Результат программы

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Педагог должен проверять, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач, и указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы.

Учащиеся должны знать

- понятия этнография, этнос, этническая культура, этногенез, материальная культура, духовная культура, религиозные воззрения, анимизм, шаманизм;

- историю изучения традиционной культуры эвенков;

-состав локальных групп эвенков и регионы их расселения;

-реалии традиционной культуры эвенков 

 Учащиеся должны уметь:

-сопоставлять факты родной культуры с фактами культуры других известных народов;

- самостоятельно находить литературу по данному курсу;

- собирать полевой материал по традиционной культуре эвенков и использовать его в учебном процессе и в науке

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1.                  Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

2.                  Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов,  оборудования, литературы.

3.                  ТСО: компьютер, экран, проектор.

4.                  Инструменты и материалы:  ножницы, кисти, стеки, термоклей , мука, соль, зубочистки, бумага и т.п.