"Веселый русский язык для любознательных людей"

 

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательный русский язык», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.В. Мищенковой. «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей».

Педагоги

Исакова Галина Евгеньевна

Содержание программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий.

В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и так далее. Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия», которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок». Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

В блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Цели программы

Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи программы:

- развитие лингвистических компетенций учащихся;

- формирование любви и уважения к русскому языку;

- развитие познавательных способностей младших школьников;

- расширение кругозора учащихся.

Результат программы

Личностные результаты:

- осознавать роль речи в жизни общества;

- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

- понимать необходимость быть носителем правильной речи;

- проявлять интерес к изучению русского языка.

Метапредметные результаты:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- находить и выделять необходимую информацию;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- использовать рефлексию для подведения итога деятельности;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений;

- приводить доказательства;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);

- уметь точно и полно выражать свои мысли;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь задавать чётко сформулированные вопросы.

Предметные результаты:

- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;

- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;

- отличать признаки основных языковых единиц;

- различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;

- иметь представление о характере речевых ошибок и способах их устранения;

- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;

- знать виды словесных игр и головоломок;

- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;

- уметь анализировать, классифицировать, сравнивать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;

- творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.