"Волшебный перекресток"

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный перекресток»  для 1 – 4 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников»; Москва. – Просвещение, 2011 г.

- В.А. Горский «Примерные программы внеурочной деятельности»; Москва. – Просвещение, 2011 г.

- Конституция РФ;

- Конвенция «О правах ребенка»;

- Государственный образовательный стандарт;

- Учебный план и учебные программы школы;

- Правила дорожного  движения;

- Устав образовательного учреждения.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. 

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. 

 

Педагоги

Бурдукова Елена Анатольевна

Содержание программы

 

Отличительными  особенностями  данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:

1. Улица полна неожиданностей.

2. Наши верные друзья.

3. Это должны знать все.

В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.

В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

Программа построена по принципу нарастания объёма  изученного материала . Педагог должен   обращать внимание  обучающихся  на то, что  безоговорочное  выполнение ПДД – это условие  сохранения жизни себе и окружающим. Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения

- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

- обучение школьников ПДД;

- обеспечение гармоничного, эстетического  и физического воспитания;

- развитие творческих способностей;

- формирование общечеловеческих  нравственных ценностных ориентаций ;

- привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Формы и методы работы обучения учащихся  Правилам дорожного движения очень разнообразны:

- тематические занятия

- беседы

- конкурсы

- соревнования

- викторины на лучшее знание правил дорожного движения

- настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры

- экскурсии

- демонстрация фильмов и видеороликов

- беседы с инспекторами дорожного движения

В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение  Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

Результат программы

Учащиеся получат возможность научится:

- Определять места перехода через проезжую часть.

- Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

- Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

- Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

- Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

- Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

- Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

- Определять величину своего шага и скорость своего движения.

- Определять признаки движения автомобиля.

- Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.