"Дай руку, друг! Давай дружить"

Программа курса внеурочной деятельности «Дай руку, друг! Давай дружить!» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5); программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, долг, честь, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной их важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.   Уровень нравственности человека отражается  в его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Педагоги

Мельникова Елена Базарсадаевна

Содержание программы

Раздел I. Культура общения

Культура общения в современной семье

Что такое традиция? Какие вы знаете традиции? Беседа. Чтение стихотворения «А дом заставленный добром, – еще не дом». Обсуждение. Работа с пословицами. Составление списка семейных традиций. Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.

Культура спора. Этикетные ситуации

Что такое спор? Нужен ли спор? Правила спора. Инсценирование спора. Провести спор  на тему: «У велосипеда бывают квадратные колеса».

Инсценирование этикетных ситуаций.

В мире мудрых мыслей

Мудрые мысли о человеке. О труде. О друзьях и дружбе. О нравственности. Рисунок на оин из афоризмов.

Раздел II. Самовоспитание

Познай самого себя. Самовоспитание

Знаете ли вы себя (тест). Азы правильного выбора. Что такое хорошо и что такое плохо. Что такое самооценка?

Что такое самовоспитание? Как вы занимаетесь самовоспитанием? Ваши результаты (мини-сочинение). Презентация. Игры.

Как я работаю над собой

Упражнение «Ассоциации». Методы самовоспитания. Составление режима дня. Формулы самовнушения.

О терпении Игра-путешествие «Сказочная дорога».

Раздел III. Общечеловеческие нормы нравственности

Об источниках наших нравственных знаний

Чтение сказки «Гуси-лебеди», обсуждение. Просмотр сказки Снежная королева». Составление кроссворда.

Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее

Что такое совесть, обсуждение. Рисунок «Моя совесть». Словарная работа «стыд» и «совесть».

Чтение рассказа «Осколки в сердце». Игра «Чего надо стыдиться?».

Что сильнее добро или зло? Как стать добрее? Добрые стихи и стихи о доброте.

 «Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, родине, дружбе

Что такое дружба. Рисунок «Лучший друг». Игры на сплочение.

Презентация. Конкурс афоризмов.

Раздел IV. Искусство и нравственность

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

Мифы древней Греции. Чтение обсуждение. О характере Ильи Муромца. Илья Муромец – исторический портрет. Рисунок.

Положительные герои в былинах и

Герои русских народных сказок. Богатыри. Легенды. Былины.

Отрицательные герои в литературных произведениях

Составить список отрицательных героев. Отрицательные герои способны любить? Обсуждение. Рисунок.

Диагностика уровня воспитанности обучающихся.

Цели программы

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

- сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Дай руку, друг! Давай дружить!» изучается в течение одного сезона на ЛДП

Результат программы

Личностные результаты:

- сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

- сформированность основ этических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

- готовность выпускника начальной школы конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон.

Предметные результаты:

- сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;

- сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире людей и природы.