"Удивительное окно в мир литературы"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературное чтение» (далее – Программа) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов:

 1. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

 2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г.  № 1897.;

            3. Основной образовательной программы  ОE МАОУ «СОШ № 25»

 

           Литературное творчество учащегося–способ самовыражения  в слове, образе.

           Литература-ведущий гуманитарный учебный предмет. Данный предмет содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитывает гражданина и патриота.

            Чтение–основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения понимать, воспринимать её, зависит успешность образовательного процесса.

        Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью повышения интереса к чтению и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.

Программа обеспечивает развитие  обще учебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Новизна  программы: реализация данной программы   даст возможность каждому учащемуся  приобщиться к искусству чтения  в качестве либо читателя, либо художника-автора, либо исполнителя, либо критика, зрителя, слушателя, либо в нескольких ролях одновременно.

При этом решается задача:

- Обеспечить овладение учащимся элементами художественной формы: ритмом, рифмой, тропами, композицией и т.п.

- Сохранить  и обогатить  непосредственность  детского восприятия мира и искусства: свежесть и самобытность видения, целостность, способность сопереживать, жить жизнью другого, понимать и оценивать себя взглядом другого.

- Вовлечь учащихся в активные формы деятельности, связанные с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом чтении.

Занятия помогут заинтересовать ребенка книгой, литературой, вовлечь в чтение; расширить круг интересных ребенку тем общения и круг интересных собеседников; развить навыки общения, сформировать интерес и внимание к слову, развить интерес ребенка к художественной форме („устройству") произведения, способствовать формированию художественного вкуса.

Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Литературное чтение» выделяет  приоритетные направления, среди которых:

·              развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических  ценностей ориентаций и качеств личности;

·              интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

·              формирование информационной грамотности современного школьника;

·              развитие коммуникативной компетентности;

·              формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Педагоги

Дмитриева Виктория Андреевна

Содержание программы

 
Тема
1
Вводное занятие.

Умеем ли мы читать? Виды чтения (просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
2
Как выбрать книгу?

Турнир «догадливых».  «Кто и зачем  может читать  книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
3
Что и о чем? Углубление понятия  о тексте.

Что такое текст? Происхождение слова «Текст». Признаки текста (ограниченность, членимость, связность, цельность, информативность). Тема широкая и узкая. Микротема. Абзацное членение. Обучающий тренинг. Сопоставление текстов.
4
 Роль заглавия. С чего начинается текст?

 Что такое заглавие? Роль заглавия и его связь с темой и основной мыслью текста. Составление плана текста. Прогнозирование содержания текста по заглавию. Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?»
5
Что такое художественная речь?

Художественный образ. Авторская позиция. Включение в игровое творчество. Сравнение  авторских вариантов художественного текста с черновиками).
6
Выразительно-изобразительные средства языка.

 Эпитет и сравнение как выразительные средства языка, их виды, роль в художественном тексте. Метафора и ее роль в художественном тексте. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор в текст-  заготовку. Индивидуальная работа с раздаточным материалом. Самостоятельная исследовательская работа («Копилка тропов»). Литературная игра «Соревнование с писателем». Творческая мастерская: создание  собственных этюдов (художественных зарисовок). Игра «Подбери тропы». Анализ творческих работ,  подготовка  к публикации в  сборнике творческих  работ)
7
Тема 7. Размеры стиха.

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
 
Итого

Цели программы

Цель программы:

-  Формирование читательской компетенции через знакомство с  особенностями художественной формы текста и развитие творческих способностей учащихся;

- Формирование и развитие основ читательской компетенции, которая способствует достижению результативности по всем предметам.

 Задачи программы:

·         развивать творческие литературные способности школьников, их литературный дар;

·         воспитывать нравственно-этическую культуру учащихся, формировать способность и потребность ребенка к саморазвитию, самообразованию, расширению кругозора, повышать интеллектуальный уровень;

·         формировать стремление к самореализации через собственный литературный труд;

·         упорядочить знания в области литературы, предметов эстетического цикла через использование художественного слова;

·         развивать эмоциональную сферу ребенка как основу формирования «культуры чувств»;

·         развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, пользоваться интернет-ресурсами;

·         совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу;

·          развивать интереса к литературному творчеству;

·         Учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания и оценки информации на основе:

  - использования приёмов поиска и извлечения информации из текста;

  -использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и               жанров;

-использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её применения.       

      В рамках курса реализуются принципы педагогики сотрудничества, устанавливаются доверительные отношения между  учителем и учащимися,  именно в такой атмосфере возможно творческое раскрытие личности.

Результат программы

Результаты освоения курса «Литературное чтение»

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса  «Литературное чтение», являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;